Муниципальный округ: вопросы и ответы

30 июня 2020

В чем принципиальное отличие муниципального округа от муниципального района?

Наиболее существенным отличием муниципального округа является одноуровневая система органов местного самоуправления, наподобие системы управления, действовавшей в нашей стране до 2006 года. Тогда администрации сельских поселений являлись структурными подразделениями районной администрации, главы сельских поселений не выбирались, а назначались главой района. Сельские администрации не имели собственных бюджетов, а финансировались из районного бюджета «по сметам».

К сожалению, переход на двухуровневую систему органов местного самоуправления сельских районов не дал ожидаемого положительного эффекта. Прежде всего из-за того, что полномочия, переданные на уровень сельских поселений не были подкреплены финансированием. Бюджеты сельских поселений полностью дотационные, практически все статьи имеют целевой характер. В результате, управление бюджетом на уровне сельского поселения превратилось в фикцию, все проекты по ремонту, реконструкции, строительству объектов социальной сферы и ЖКХ финансируются из районного или областного бюджетов.

Аналогично произошло и с законодательным правом на уровне сельского поселения – девяносто процентов принимаемых сельскими депутатами нормативных актов – это приведение собственной законодательной базы в соответствие с изменениями в федеральные, региональные и районные нормативные акты. Что никак не влияет на улучшение жизни наших жителей. Напротив, формальное «удвоение» муниципальных бюджетов и муниципальных программ затрудняет участие сельских поселений в региональных и федеральных конкурсах на выделение средств. Возрастает риск ошибок, замедляется время подготовки заявок, а его всегда не хватает.

К плюсам одноуровневой системы можно отнести: отсутствие перекладывания ответственности между районом и сельским поселением и отсутствие рисков конфликтов между главой района и главой поселения (примеры из жизни показывают, что подобные конфликты могут на несколько лет остановить развитие сельского поселения).

Зачем создавать муниципальный округ (какие плюсы)?

Муниципальный округ по отношению к муниципальному району имеет пять основных преимуществ:

1. Будет принята и согласована с Правительством Архангельской области программа развития территории, объем финансирования которой составит до 20 % от уровня собственных доходов в течение трех лет. Для нас, это около 20 млн. рублей в год.

2. Муниципальный округ будет иметь преференции при участии в региональных конкурсах на выделение средств областного бюджета.

3. Дорожный фонд будет формироваться аналогично городских округам – будет включать 40 % от собираемого на территории транспортного налога (для районов –25 %).

4. Будут выделяться дополнительные средства областного бюджета для реализации проектов ТОС и некоммерческих организаций.

5. Фонд оплаты труда муниципальных служащих в округе будет рассчитан от уровня средней заработной платы в муниципальном образовании (дополнительные средства планируется выделить из областного бюджета).

Будет ли программа развития включать мероприятия по развитию периферийных территорий?

Программа формируется на основании предложений глав сельских поселений. Никольское, Павловское, Селянское, Вилегодское поселения должны представить предложения на сумму по 12 млн. рублей (по 3 млн. рублей в течение четырех лет); Ильинское поселение – на сумму 16 млн. рублей, Беляевское – на сумму 8 млн. рублей.

Позиция районной администрации в том, чтобы мероприятия развития территорий обязательно включали проекты по развитию экономики (создание новых или поддержка существующих производств).

Если будут ликвидированы сельские администрации, то «власть» отдалится от народа!

Вместо администрации сельского поселения будет создан территориальный отдел администрации муниципального округа, который будет иметь статус юридического лица и исполнять те же полномочия, которые сейчас выполняет сельская администрация. По факту, в работе органа местного самоуправления на месте ничего не изменится. Исключением станет МО «Беляевское», на территории которого будет работать сотрудник Никольского территориального отдела. Здание Беляевской администрации будет реконструировано для размещения библиотеки-клуба (необходимые средства предусмотрены в бюджете 2020 года).

С главами сельских поселений и председателями представительных органов согласована численность муниципальных служащих территориальных отделов: 5 человек, включая начальника отдела (для Никольского территориального отдела – 6 человек). На должности муниципальных служащих территориальных отделов будут в приоритетном порядке приглашены работники сельских администраций; на должности начальников территориальных отделов – действующие главы сельских поселений.

Будет создан Ильинский территориальный отдел без статуса юридического лица. Он будет работать с людьми, проживающим на территории МО «Ильинское», координировать работу ТОС и старост деревень.

Пример объединения Ильинской сельской администрации с районной администрацией показал, что плюсов от объединения нет. Зачем сейчас проводить объединение в масштабах всего района?

С осени 2018 года, когда администрация МО «Вилегодский район» начала исполнять полномочия администрации МО «Ильинское», удалось реализовать несколько серьезных проектов в с. Ильинско-Подомское:

– заасфальтированы улица Павлина Виноградова и улица Ленина (на конкурсной основе из областного бюджета на эти цели привлечено около 20 млн. рублей);

– приобретены элементы благоустройства для площади Ленина: уличная сцена и елка с электрической гирляндой (привлечено около 3 млн. рублей);

– благодаря победе в конкурсе на благоустройство сельских территорий, в начале 2020 года привлечено еще более 4 млн. рублей на реализацию трех проектов: Сосновый парк в с. Ильинско-Подомское, спортивная площадка в д. Залесье, площадь в с. Никольск.

Благодаря работе отдела дорожной деятельности, связи и благоустройства, созданного в результате объединения администраций, удалось сдвинуть с мертвой точки застарелую проблему Павловского поселения – строительство антенно-мачтового сооружения сотовой связи. Запланировано строительство аналогичного сооружения в п. Широкий Прилук (МО «Вилегодское»).

Аналогично, при объединении усилий администраций сельских поселений и района произойдет избавление от ненужных барьеров, ускорение совместной работы, повышение ответственности за результат на местах. Главы будут избавлены от административной рутины (дублирующая документация, отчетность во множестве информационных систем, ведение отдельных сайтов и т.п.), смогут сосредоточиться на предметной работе и работе с жителями поселений.

Не будет советов депутатов сельских поселений. К кому теперь смогут обратиться жители («власть» все же отдалится от народа)?

Действительно, помимо нормотворческой и финансово-распорядительной функций, которые на сегодня исполняются во-многом формально, депутаты сельских поселений выполняют важную общественную функцию: взаимодействие с жителями, выявление их насущных проблем. Организовать и проконтролировать решение этих проблем получается реже, но иногда даже простое общение и участие может помочь человеку. Фактически активные депутаты сельских советов играют роль общественных представителей от группы населения, старосты населенного пункта или руководителя ТОС.

Для решения этой задачи будет создан институт старост и общественных представителей. При каждом территориальном отделе будет создан Общественный совет, куда войдут руководители муниципальных и государственных структур, действующих на территории поселения, старосты, общественные представители и руководители ТОС. Возглавлять Общественный совет будет начальник территориального отдела. Таким образом, порядок взаимодействия «сельского главы» с населением сохранится. При этом представители жителей: старосты, общественные представители, руководители ТОС не будут обременены нормотворческой и финансово-распорядительной функциями.

Это преобразование потребует дополнительных средств из местного бюджета (и не малых)!

Во-первых, расходов, связанных с переименованием муниципальных образований Вилегодского района, все равно не избежать. Согласно изменениям, внесенным в 2019 году в 131-ый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», название муниципального района должно содержать название субъекта РФ, а название сельского поселения – название муниципального района. Поэтому, в любом случае, до конца 2020 года все районы и поселения страны, а также их администрации и представительные органы будут переименовываться.

Во-вторых, при создании муниципального округа расходы, связанные с ликвидацией юридических лиц органов местного самоуправления района и поселений, будут профинансированы из областного бюджета.

Не торопимся ли мы? Пусть другие муниципалитеты будут первыми.

Процесс перехода на одноуровневую систему органов местного самоуправления на протяжении нескольких лет проходит в ряде субъектов РФ. Особенно активно – в Пермском крае, где более двух третей сельских районов уже преобразованы в городские или муниципальные округа. Опыт Пермского края взят за основу новой политики по совершенствованию местного самоупр-авления, а экс-губернатор Пермского края М. Решетников назначен Министром экономического развития РФ, ему поручено координировать взаимодействие федеральных органов власти с муниципалитетами.

Поэтому процесса преобразования района в округ не избежать, особенно – такому небольшому и компактному району как наш. Вопрос в том, сделаем ли мы это сейчас, когда такой опыт считается передовым и Правительство Архангельской области готово дополнительно поддерживать районы, принявшие подобные решения; или будем двигаться в общей массе, возможно – без каких-либо преимуществ.

Стоит отметить, что в вопросе преобразования района в округ лидирует не Виледь, а Каргополь. Решение о преобразовании Каргопольского муниципального района в Каргопольский муниципальный округ уже одобрено Советами депутатов поселенческого уровня и Собранием депутатов МО «Каргопольский район». В настоящее время проходит процесс согласования программы развития Каргопольского муниципального округа с Правительством Архангельской области.

Имеются ли минусы от создания муниципального округа?

Явных минусов не наблюдается, но есть определенные риски.

1. Риски, которые зависят от работы органов местного самоуправления Вилегодского района, а в дальнейшем – Вилегодского муниципального округа:

– Будет ли эффективно работать новая структура администрации?
– Сможем ли сформировать корпус старост и общественных представителей?

Согласитесь, что в данном случае – все зависит от нашей с Вами работы. И результаты, которые на сегодня демонстрирует Вилегодский район говорят о том, что у нас есть все шансы справиться с этими задачами.

2. Риски, которые зависят от позиции Правительства Архангельской области:

– Согласует ли Правительство Архангельской области мероприятия программы развития Вилегодского муниципального округа? – Это опять зависит от того, как мы сможем подготовить и обосновать программу.

– Выполнит ли Правительство обещания по увеличению финансирования, особенно с учетом выборов Губернатора Архангельской области в сентябре 2020 года?

Во-первых, основные параметры областного бюджета на 2021 год будут сформированы раньше, чем состоятся выборы. Поэтому, если решение о создании Вилегодского муниципального округа будет принято и программа развития будет согласована с Правительством Архангельской области, финансирование на 2021 год уже будет предусмотрено. Во-вторых, процесс перехода на одноуровневую систему уже запущен и любой губернатор будет содействовать решению этой задачи. В-третьих, депутаты Архангельского областного Собрания депутатов продолжают работать, в том числе, депутаты от нашего района: О.К. Виткова и И.А. Чесноков, на поддержку которых мы всегда можем рассчитывать. При этом, Игорь Александрович возглавляет соответствующий комитет и держит вопросы муниципалитетов на особом контроле.

Администрация МО «Вилегодский район»
Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.

Похожие материалы


Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку технических файлов Cookies.