Полет начинается на земле

25 сентября 2020

«В этом июле вывозили пострадавшего ученого, ему белый медведь
голову разодрал». За «штурвалом» был Яков Меньшаков.

Новый герой рубрики «Земляки» для районной газеты, пилот-инструктор вертолета, заместитель генерального директора «Нарьян-Марского объединенного авиаотряда», выпускник Вилегодской средней школы 1985 года.

…С Яковом Николаевичем одноклассником моей мамы – Елены Леонидоавны Меньшаковой, мы познакомились, когда оба приехали в отпуск на малую родину. Он уже отгостил у родителей и собирался с семьей на юг, я только прилетела из Санкт-Петербурга. Подтянутый, спортивного вида мужчина, с легкой проседью в волосах. Он пришел на встречу минута в минуту: в авиации отставание от расчетного времени полета на 120 секунд – это уже не хорошо.

После окончания школы Яша Меньшаков, как почти все юноши той поры, пошел в армию. Два года службы сменились Кременчугским летным училищем на Украине. Уже позже был заочно окончен Санкт-Петербургский университет гражданской авиации. С 1991 года Яков Николаевич трудится в Нарьян-Маре.

– Летаем по Ненецкому автономному округу и Республике Коми, – рассказывает мой собеседник. – Привозим и вывозим рабочих с нефтяных месторождений, пассажиров по населенным пунктам округа, выполняем санитарные задания, проводим поисково-спасательные работы.

Крайний Север – территория в 600 тысяч квадратных километров. Зима здесь длится восемь месяцев, средняя температура июля – плюс 12 градусов, частые осадки. Круглогодичных автомобильных и железных дорог нет. Добраться в регион летом можно водным транспортом, зимой – по автозимнику, поэтому авиация является единственным постоянным видом транспорта, связывающим НАО с «большой землей».

Вертолёты МИ-8, на которых летает Яков Николаевич, допущены к полетам при температуре от –50 до +50 градусов. Крейсерская скорость – 230 км/ч, при сильных попутных ветрах может достигать и 300 км/ч.

– Полет начинается на земле, – говорит Яков Николаевич. – За полтора-два часа до вылета приходим на работу, обязательный медосмотр, узнаем маршрут, загрузку, погоду, рассчитываем необходимое количество топлива, заполняем документацию, и командир экипажа принимает решение на вылет. Пассажиров или груз подвозят к назначенному времени.

В период пандемии авиаотряд выполняет перевозку коронавирусных больных в окружную больницу. Пилоты – в защитных костюмах, масках, перчатках и очках. Вертолеты после полета проходят санитарную обработку. Сам Яков Николаевич теперь летает реже – много кабинетной работы, но за штурвал при случае садится.

– В июле поступил вызов из заповедника на мысе Желания (остров Новая Земля). Ученые из Русского географического общества изучали белых медведей. Сотрудник ремонтировал технику, вылезал из-под снегохода и встретил хищника. Медведь ему лицо разодрал, но его коллеги подоспели, отогнали зверя. Мы без дозаправки летели шесть с половиной часов, более 1500 километров. Вывезли, спасли.

Помощь порой требуется и самим летчикам. Для нештатных ситуаций на борту предусмотрены аварийные маяки, которые срабатывают при ударе и передают сигнал «SОS» в авиационно-космический центр поиска и спасания.

– Приземлялись как-то на берегу речки. Отказал гидроусилитель – заклинило ручку управления. Вертолет смещается назад, а там обрыв. Успели приземлиться… на самом краю.
С восторгом мой собеседник рассказывает о суровой красоте Новой Земли.

Многокилометровые ледники, стада северных оленей, «новоземельская бора» – порывистый ветер, за считанные минуты меняющийся пейзаж вокруг. Видеть такое не каждому выпадает!

– За штурвалом я отдыхаю, а вот на земле – стрессы (смеется). Правда, случаются ночные полеты, санзадания: летим в чум отдаленный, метель, а в эфире тишина, диспетчер не слышит нас. Вот тогда психологически тяжело бывает. Иной раз думаешь: «Ну и выбрал ты себе профессию!». Читал какого-то психолога американского: самолет летит сам, задача пилота – не мешать ему, поэтому летчики – открытые, веселые. А у вертолета аэродинамика другая, частые отказы техники, поэтому вертолетчики всегда в напряжении. Я за собой начал наблюдать, и действительно: летишь и постоянно боишься, что какая-нибудь система откажет.

Договариваясь с Яковом Николаевичем о встрече, я заверила его, что упомяну тему, с которой мы начали разговор – нехватку кадров. Вертолётчики старшего поколения выходят на пенсию, а молодёжи приходит в профессию мало. И это при зарплатах от 200 тысяч рублей в месяц и отпуске в 90 дней.

Гражданских вертолетчиков в России готовит Омский летно-технический колледж. Дело это затратное: перед тем, как сесть за «штурвал», курсант должен налетать 100 часов, а это топливо, ресурс вертолета, его обслуживание и ремонт.

– Да, условия у нас непростые: Крайний Север, сигнал на вылет может поступить в любое время. Но я с удовольствием хожу на работу, особенно когда случается полетать.

Беседовала Анастасия Меньшакова
Фото из личного архива Якова Меньшакова

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.

Похожие материалы


Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку технических файлов Cookies.