На октябрьской сессии областного Собрания принято 25 областных законов

29 октября 2020

Всего в ходе сессии рассмотрено 39 законопроектов. 26 проектов областных законов инициированы губернатором области, 11 – депутатами областного Собрания. Один законопроект инициирован прокуратурой области и один – региональной избирательной комиссией.

25 областных законов приняты во втором чтении, из них 19 внесены губернатором области, пять – депутатами областного Собрания и один – прокуратурой области. Шесть областных законов утверждены сразу в первом и втором чтениях. 10 будут рассмотрены во втором чтении на ноябрьской сессии облсобрания. Из них семь проектов внесены губернатором области.

Условия договора между Поморьем и НАО сохранены

Сразу в двух чтениях областным законом утверждено дополнительное соглашение к договору от 2014 года между двумя регионами. Договор регулирует отношения двух регионов при осуществлении полномочий на территории НАО. Этим документом действие договора продлено до конца 2025 года. Дополнительное соглашение подписано по итогам совместных консультаций губернатором Архангельской области Александром Цыбульским и губернатором Ненецкого автономного округа Юрием Бездудным.

Как пояснил заместитель руководителя администрации – директор правового департамента администрации губернатора и правительства области Игорь Андреечев, пролонгация договора, действие которого должно было закончиться 31 декабря 2022 года, необходима для формирования доходов и расходов как областного, так и окружного бюджетов на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов.

В связи с пролонгацией срока действия договора в первом и втором чтениях приняты изменения в отдельные областные законы в части продления срока приостановления действия отдельных положений о реализации полномочий областных органов власти на территории округа с 31 декабря 2022 года до 31 декабря 2025 года.

Продлены «налоговые каникулы» для индивидуальных предпринимателей

В первом и во втором чтениях поддержаны изменения, продлевающие до 31 декабря 2023 года срок действия региональных налоговых льгот по налогам, взимаемым в связи с применением упрощенной и патентной систем налогообложения. Срок этих льгот истекал 31 декабря 2020 года. Это касается налогоплательщиков, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.

Как отметил исполняющий обязанности министра экономического развития области Александр Билий, также расширен перечень видов предпринимательской деятельности, осуществление которых дает право на применение ставки по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в размере 0%. Это деятельность гостиниц и прочих мест для проживания, деятельность по предоставлению мест для краткосрочного проживания, деятельность туристических агентств и аналогичных организаций, а также бытовые услуги, перечень которых утвержден распоряжением Правительства России.

Развитие бюджетного законодательства

В первом чтении принят проект закона, подготовленный правовым департаментом и направленный на совершенствование бюджетных отношений.

Областным автономным и бюджетным учреждениям, некоммерческим организациям, иным учреждениям из областного бюджета смогут предоставляться субсидии и гранты в форме субсидий на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств. Правительство области определяет процедуру принятия таких решений.
Министерство финансов области предоставляет бюджетную отчетность об исполнении консолидированного бюджета области и бюджета территориального фонда ОМС в Федеральное казначейство в сроки, установленные Министерством финансов России.
Корректируется перечень документов, прилагаемых к проекту областного закона об областном бюджете, который вносится губернатором области в областное Собрание депутатов.

Положения областных законов, приводящих к изменению общего объема доходов областного бюджета и принятых после внесения проекта областного закона об областном бюджете в областное Собрание депутатов, учитываются в очередном финансовом году при внесении изменений в областной бюджет. Такое правило вступает в силу с 1 января 2021 года.

Поддержаны во втором чтении изменения в областной закон о бюджетном процессе. Они касаются условий предоставления и исполнения государственных гарантий области.

Новации в межбюджетных отношениях

Утверждены сразу в двух чтениях изменения в сфере межбюджетных отношений. Они уточнили механизм софинансирования за счет областного бюджета расходов местных бюджетов по развитию территориального общественного самоуправления и социальной поддержке квалифицированных специалистов в сфере образования и культуры, проживающих и работающих в сельской местности. С 1 января из областного бюджета на указанные цели предоставляются иные межбюджетные трансферты. Игорь Андреечев пояснил, что указанные изменения обусловлены изменениями федерального законодательства и разъяснениями Министерства финансов России. Также к компетенции правительства области отнесены полномочия по утверждению методики распределения между местными бюджетами указанных межбюджетных трансфертов.

Новые формы поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности
На федеральном уровне приняты два ключевых федеральных закона в этой сфере: «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» и «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации».
В рамках реализации этих федеральных законодательных инициатив в окончательной редакции областным Собранием приняты изменения в областные законы, подготовленные правовым департаментом.

Эти изменения определяют механизм реализации новой формы поддержки инвестиционной деятельности – соглашений о защите и поощрении капиталовложений. Такой механизм предусматривает две ключевые меры поддержки инвестиционной деятельности:

  1. Стабилизационная оговорка, то есть неприменение в отношении инвестора решений органов власти, ухудшающих его положение или создающих дополнительные барьеры или расходы при реализации инвестиционного проекта;
  2. Возмещение затрат за счет средств федерального и (или) областного бюджетов на создание (строительство), модернизацию и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры, а также на уплату процентов по кредитам и займам, привлеченным для создания (строительства), модернизации и (или) реконструкции объектов инфраструктуры.
Закон определяет полномочия органов власти в данной сфере. К примеру, правительство области утверждает порядок определения объема возмещения затрат, понесенных в связи с созданием (реконструкцией) инфраструктуры для реализации инвестиционного проекта, устанавливает меры поддержки инвестора, реализующего инвестиционный проект в области, заключает с Министерством РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики соглашения по передаче функций управляющей компании хозяйственному обществу, единственным учредителем которой является область, а также соглашения с управляющей организацией о передаче ей полномочий по предоставлению областных земельных участков.

Увеличен размер величины прожиточного минимума пенсионера

Приняты в первом и во втором чтениях изменения, увеличившие величину прожиточного минимума пенсионера в Архангельской области в целях установления региональной социальной доплаты к пенсии, определенной на 2021 год областным законом от 29 сентября 2020 года №308-19-ОЗ, – с 11 403 рублей до 12 014 рублей.

Корректировка обусловлена поступлением в адрес правительства области обновленных данных Министерства труда и социальной защиты России об изменении прогнозной величины прожиточного минимума пенсионера в целом по России на 2021 год.

Исполняющий обязанности министра труда, занятости и социального развития области Федор Терентьев обратил внимание на то, что предлагаемый размер величины прожиточного минимума пенсионера (12 014 рублей) на 611 рублей больше размера величины прожиточного минимума пенсионера в области, уже установленного на 2021 год областным законом (11 403 рубля) и на 1059 рублей больше размера величины прожиточного минимума пенсионера в области, установленного на 2020 год (10 955 рублей).

Расходы на выплату региональной социальной доплаты к пенсии в 2021 году за счет средств федерального бюджета в связи с указанными изменениями составят более миллиарда рублей, за счет средств областного бюджета – более 134 миллионов рублей.

Жилищные условия многодетных семей

Во втором чтении приняты два законопроекта, направленные на их улучшение. Так, законопроектом, разработанным правовым департаментом, расширяется перечень направлений, на которые может использоваться денежная выплата в размере 210 тысяч рублей взамен предоставления земельного участка.

Среди них – приобретение долей в праве общей собственности на жилое помещение (уплата первоначального взноса, погашение основной суммы долга и (или) уплата процентов по кредитам (займам), в том числе ипотечным, на приобретение доли (долей) в праве общей собственности на жилое помещение); реконструкция жилого помещения, пристройка жилого помещения к имеющемуся жилому дому, а также подключение индивидуального жилого дома к сетям инженерно-технического обеспечения.

Еще одно новшество – вводятся дополнительные требования к жилым помещениям, на приобретение которых предоставляется денежная выплата взамен земельного участка.
Сохранено право семьи на бесплатное получение земельного участка в случае утраты ею статуса многодетной в связи со смертью ребенка. Развивается процедура подачи многодетной семьей заявления о предоставлении земельного участка. Корректируется перечень документов, подлежащих включению в реестр многодетных семей.

Другим законопроектом, разработанным областным министерством имущественных отношений области совместно с правовым департаментом, предусмотрено право многодетных семей на получение в аренду ограниченных в обороте государственных (муниципальных) земельных участков без торгов (взамен предоставления земельных участков в собственность бесплатно). Определен механизм предоставления этих земельных участков.

Защита «обманутых дольщиков»

Такой законопроект принят во втором чтении. Губернатор области утверждает или вносит изменения в план-график реализации мероприятий по восстановлению прав «обманутых дольщиков», сведения о которых не включены в единый федеральный реестр проблемных объектов.

Распоряжения губернатора области о предоставлении земельных участков без торгов застройщикам, завершающим строительство проблемных многоквартирных домов, согласовываются с Министерством строительства России.

Развивается механизм применения критериев масштабных инвестиционных проектов, реализуемых инвесторами в связи с предоставлением им в аренду земельных участков без торгов. Площади жилых помещений, передаваемых инвестором в собственность «обманутых дольщиков», должны быть соразмерны площадям жилых помещений, на которые эти граждане претендовали ранее. Срок передачи данных помещений не должен превышать трех лет со дня заключения инвестором договора аренды земельного участка.

Уточнения процедуры приватизации областного имущества

Данные изменения поддержаны во втором чтении. Проект областного закона об утверждении прогнозного плана приватизации имущества области разрабатывается в соответствии с порядком, установленным Правительством России. Информация о результатах приватизации областного и муниципального имущества представляется правительством области в уполномоченный федеральный исполнительный орган. Скорректирован перечень информации о приватизации имущества области, размещаемой на официальных сайтах в сети Интернет.

Опека и попечительство, вопросы образования

В окончательной редакции приняты комплексные изменения в этих сферах. Органы опеки и попечительства ведут учет опекунов и попечителей в единой информационной системе социального обеспечения. Тем самым упорядочивается система ведения опекунов и попечителей в области.

Скорректировано содержание запросов органов опеки и попечительства о правах детей-сирот и их родителей на жилые помещения в органы Пенсионного фонда России и нотариальные органы. Эти изменения обусловлены наличием трудностей с получением такой информации органами опеки и попечительства.

Областные и муниципальные образовательные организации проводят социально-психологическое тестирование обучающихся. Это связано с необходимостью раннего выявления незаконного потребления ими наркотических средств.

Правительство области устанавливает срок возмещения в доход областного бюджета расходов на обучение гражданина, принятого на целевое обучение, при нарушении образовательной организацией – заказчиком целевого обучения – обязательств по трудоустройству данного гражданина, порядок и основания освобождения от такого возмещения и порядок определения размера данного возмещения.

Охрана здоровья граждан

Приняты во втором чтении правки в данной сфере. Определена процедура возмещения областью иному субъекту России затрат по оказанию медицинской помощи гражданину, зарегистрированному на территории области. Установлены условия такого возмещения. Определено содержание соглашения, на основании которого осуществляется это возмещение.

Областное министерство здравоохранения ведет региональный сегмент федерального регистра граждан, обеспечиваемых лекарственными препаратами. Это обеспечит точность прогнозирования потребности в таких препаратах.

Перечень лекарственных препаратов в соответствии с территориальной программой гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи формируется в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством России.

Министерство также организует медицинскую помощь для осужденных, прошедших лечение сексуального расстройства, а также страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.

Правовой статус уполномоченного по правам человека в области

Такой законопроект принят во втором чтении. Развивается процедура избрания уполномоченного. Конкретизируются требования, ограничения и запреты, связанные с замещением такой должности. Совершенствуются механизмы рассмотрения уполномоченным обращений, защиты прав и свобод граждан. Определены формы взаимодействия уполномоченного с органами публичной власти. К примеру, это обмен информацией, организация и проведение совместных мероприятий. Урегулированы вопросы обеспечения деятельности уполномоченного. В частности, установлены статус консультативного (экспертного) совета при уполномоченном и статус его помощников.

Мировые судьи

Во втором чтении принят законопроект, предусматривающий равномерную нагрузку мировых судей судебных участков № 3, 4, 5 и 6 Северодвинского судебного района.
Документом также уточнена территориальная подсудность судебных дел, подлежащих рассмотрению мировыми судьями судебных участков № 7, 8, 9 и 10 Северодвинского судебного района. Это обеспечит доступ граждан к правосудию.

Обязательные требования, устанавливаемые нормативными правовыми актами области
В связи с принятием федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» приняты в первом чтении изменения, предусматривающие введение правовой основы для определения порядка установления обязательных требований в региональных нормативных правовых актах и оценки их применения.

Игорь Андреечев пояснил, что под указанными требованиями понимаются требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления разрешений, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.

Определены условия установления, содержание, правила действия обязательных требований, механизм осуществления их официальных разъяснений.

Проработан механизм реализации «регуляторной гильотины» применительно к областным нормативным правовым актам, содержащим обязательные требования.

Правительство области утверждает план мероприятий по оценке применения содержащихся в нормативных правовых актах области, вступивших в силу до 1 января 2020 года, обязательных требований. Их соблюдение оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора). Эти требования оцениваются на соответствие принципам, установленным федеральным законом, а также требованиям, предъявляемым областным законом к содержанию данных актов. По результатам оценки в данные акты вносятся необходимые изменения либо они признаются утратившими силу.

Реализация в областном законодательстве поправок к Конституции России

Указанные правки поддержаны в первом чтении. Игорь Андреечев указал, что их разработка правовым департаментом связана с принятием Закона РФ о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года №1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти».
Вводится процедура направления областного закона для проверки его конституционности. Вопрос о такой проверке может быть инициирован перед Администрацией Президента России губернатором области.

Признается утратившим силу областной закон «О порядке согласования представления Генерального прокурора Российской Федерации о назначении на должность прокурора Архангельской области». Сейчас действует конституционный порядок назначения прокуроров субъектов Федерации. Они назначаются на должность Президентом России после консультаций с Советом Федерации.

Вместо понятия «член Совета Федерации» вводится понятие «сенатор Российской Федерации».

Город Архангельск определяется не только как административно-территориальный центр области, но и как столица Архангельской области.

Развитие местного самоуправления

В первом чтении принят законопроект, предусматривающий преобразование с 1 января 2021 года рабочего поселка Березник в сельский населенный пункт.

Игорь Андреечев пояснил, что разработка таких изменений обусловлена обращением жителей и общественных объединений Виноградовского района. По численности населения (5 292 человека) этот населенный пункт относится к городским населенным пунктам, а по доле занятого в промышленности и иных отраслях населения, уровню экономического развития и иным критериям он соответствует требованиям, предъявляемым к сельским населенным пунктам. На сентябрьской сессии принят областной закон, относящий в отдельных случаях к сельским населенным пунктам городские населенные пункты с численностью населения более трех тысяч человек.

Реализация этих изменений позволит распространить на отдельные категории граждан, проживающих в рабочем поселке Березник, дополнительные меры социальной поддержки, предусмотренные законодательством для жителей сельской местности. Это, в свою очередь, создаст необходимые условия для трудоустройства в данном населенном пункте молодых специалистов, прежде всего в сфере здравоохранения и образования. Дополнительные расходы областного бюджета в 2021 году в связи с этим составят 33 млн рублей.

Сразу в двух чтениях принят законопроект, наделяющий органы местного самоуправления муниципальных округов полномочиями Российской Федерации по проведению Всероссийской переписи населения 2020 года, которыми наделены исполнительные органы региональной власти. Со слов Игоря Андреечева, подготовка документа обусловлена созданием на территории области Вилегодского и Каргопольского муниципальных округов. На реализацию данных полномочий в 2021 году предусмотрены расходы областного бюджета в размере 366 тысяч рублей.

Во втором чтении поддержаны изменения, обусловленные изменениями федерального законодательства в данной сфере, а также практикой правоприменения областного закона.
Совершенствуется процедура назначения и проведения опроса граждан в связи с внедрением процедур инициативного бюджетирования. Развивается механизм разграничения объектов муниципальной собственности между муниципальными районами и поселениями. Уточняется процедура осуществления контрольно-счетным органом муниципалитета проверок в ходе финансового контроля.

Охрана окружающей среды

Во втором чтении приняты изменения в отдельные областные законы в сфере охраны окружающей среды, подготовленные правовым департаментом.

Определена процедура лишения организации статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса области принимает решение о лишении юридического лица статуса регионального оператора.

Корректируются полномочия правительства области по установлению порядка осуществления добычи общераспространенных полезных ископаемых пользователями недр в границах предоставленных им горных отводов и (или) геологических отводов.

Правительство области не утверждает границы запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах центрального и окружного подчинения Вооруженных Сил России, других войск, воинских формирований и органов. Это отнесено к ведению межведомственной комиссии по определению необходимости установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель и уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Информация о деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды размещается на официальном сайте министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса области в сети Интернет.

Ограничения в сфере розничной продажи несовершеннолетним электронных систем доставки никотина

Изменениями, принятыми во втором чтении, признан утратившим силу областной закон, которым установлены ограничения в сфере розничной продажи несовершеннолетним электронных систем доставки никотина, жидкостей для таких систем, использования электронных систем доставки никотина, запрет на розничную продажу бестабачных никотиновых смесей, и исключена административная ответственность в данной сфере.
С 31 июля 2020 года указанные вопросы урегулированы на федеральном уровне, хотя Архангельская область была одним из первых регионов, где были введены такие запреты.

Законодательство в сфере градостроительной деятельности

Поддержаны в первом чтении комплексные изменения в сфере градостроительной деятельности. Они связаны с изменениями федерального законодательства.

Развивается процедура подготовки, согласования и утверждения документов территориального планирования области и муниципалитетов, изменений в данные утвержденные документы. Уточнено содержание материалов по обоснованию этих документов территориального планирования. Предусмотрены отдельные особенности содержания генеральных планов поселения, муниципального и городского округов.
Совершенствуется процедура подготовки региональных нормативов градостроительного проектирования.

Изменен подход к проведению проверки сметной стоимости строительства в рамках реализации инвестиционных проектов, финансирование которых планируется за счет средств областного бюджета, на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации. Эта проверка проводится в обязательном порядке, если сметная стоимость строительства превышает 10 млн рублей. В остальных случаях она осуществляется на договорной основе.

Предусмотрены изменения, направленные на упрощение процедуры строительства, реконструкции объектов, предназначенных для модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на территории области.

Новации в сфере проведения капитального ремонта

В первом чтении приняты изменения в областной закон об организации проведения капитального ремонта, подготовленные министерством ТЭК и ЖКХ области совместно с правовым департаментом.

Они касаются вопросов принятия органами местного самоуправления решений об изменении способа формирования фонда капитального ремонта, продления срока действия региональной программы капитального ремонта и ряда иных вопросов в данной сфере.

Министр ТЭК и ЖКХ области Дмитрий Поташев отдельно отметил, что необходимость продления региональной программы капитального ремонта связана с тем, что срок действия такой программы ограничен 30 годами. При этом следует определить плановые периоды проведения такого ремонта в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию после даты утверждения региональной программы и включенных в нее при дальнейшей актуализации.

Изменены подходы в части определения кадастровой стоимости

Такие изменения утверждены в первом чтении. Как отметил Игорь Андреечев, правительство области до 1 января 2023 года вправе принять решение о дате перехода к применению положений об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости.

В силу требований федерального закона министерство имущественных отношений области не вправе создавать комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Вместо этого оно принимает и рассматривает заявления об исправлении ошибок при определении кадастровой стоимости. Эти полномочия могут быть переданы подведомственному областному учреждению.

Министерство вправе принять решение о пересчете кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок в форме распоряжения без соответствующего заявления. Оно направляет в Росреестр России информацию о мерах по устранению нарушений федерального законодательства в сфере проведения государственной кадастровой оценки.

«Правительственные часы»

В рамках «правительственного часа» министром здравоохранения области Антоном Карпуновым представлена информация о ходе реализации национального проекта «Здравоохранение» на территории области, а начальником управления по делам молодежи и патриотическому воспитанию администрации губернатора и правительства области Григорием Ковалевым – по вопросу реализации государственной молодежной политики на территории области.

Правовой департамент администрации Губернатора и Правительства Архангельской области

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.

Похожие материалы


Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку технических файлов Cookies.