Среди итогов первой в этом году сессии областного Собрания – 10 принятых областных законов

12 февраля

Всего в ходе сессии рассмотрен 21 законопроект. 17 проектов областных законов инициированы губернатором области, четыре – депутатами областного Собрания.

Десять областных законов приняты во втором чтении: девять из них внесены губернатором области, один – депутатом областного Собрания Игорем Чесноковым, в ближайшее время документы поступят для подписания главе региона.

Пять областных законов, внесенных губернатором, утверждены сразу в первом и втором чтениях. Десять проектов областных законов будут рассмотрены во втором чтении на мартовской сессии облсобрания 24 марта. Из них восемь проектов внесены губернатором области.

Масштабные инвестиционные проекты в сфере строительства

В целях оказания дополнительной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в первом чтении принят областной закон, который предоставляет инвестору право получить без торгов земельные участки, находящиеся в областной или муниципальной собственности, для возведения жилья при условии безвозмездной передачи в областную собственность не менее 10 процентов застроенной площади для социальных нужд. Эти квартиры будут передаваться в муниципальную собственность с последующим предоставлением переселенцам из аварийного жилья и детям-сиротам.

Законопроектом вводятся дополнительные критерии, которым должны соответствовать масштабные инвестиционные проекты, реализуемые на таких условиях:

  • строительство объектов жилищного фонда общей площадью жилых помещений не менее 40 тысяч квадратных метров, если инвестиционный проект реализуется на территориях городских округов «Город Архангельск» и «Северодвинск»;
  • обеспечение доступности объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур.
Государственная социальная помощь на основании соцконтрактов расширена

Такой областной закон принят сразу в двух чтениях. Сейчас размер государственной социальной помощи устанавливается в социальном контракте. Он не может превышать 80 тыс. рублей в год (средства могут быть направлены на мероприятия по поиску работы, прохождению профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, ведению личного подсобного хозяйства, иные мероприятия по преодолению гражданами трудной жизненной ситуации) и 250 тыс. рублей в год (на мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности).

Теперь максимальные размеры такой помощи определяются в постановлении правительства области, а не в областном законе. Это значит, что максимальный размер такой помощи на опредёленные мероприятия (помимо осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности) может превышать 80 тыс. рублей.

Это связано с тем, что такая помощь носит исключительно адресный характер, ее получают те категории граждан, которые находятся в трудной жизненной ситуации и действительно нуждаются в помощи такого рода со стороны государства.

Софинансирование данных расходов областного бюджета будет осуществляться за счет средств субсидии из федерального бюджета. По мнению исполняющего обязанности министра труда, занятости и социального развития Архангельской области Федора Терентьева, это позволит использовать в текущем финансовом году 209 миллионов рублей, поступление которых планируется из федерального в областной бюджет.

Правительство области также устанавливает перечень возможных оснований для досрочного расторжения социальных контрактов, а также перечень причин, являющихся уважительными в случае неисполнения получателем государственной социальной помощи обязательных мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, прилагаемой к социальному контракту.

Новый механизм определения прожиточного минимума

Такие изменения в областные законы приняты в первом чтении. Они разработаны министерством труда, занятости и социального развития области совместно с правовым департаментом. Изменения обусловлены федеральным законом, которым предлагается отказаться от подхода к расчету величины прожиточного минимума на основании потребительской корзины и взять за основу такого расчета коэффициент региональной дифференциации. Данный коэффициент рассчитывается как соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по России и величины прожиточного минимума на душу населения в области в порядке, установленном Правительством России.

На 2021–2025 годы устанавливается переходный период поэтапного доведения величины прожиточного минимума на душу населения в области, установленного на 2021 год, до величины прожиточного минимума на душу населения в области, рассчитанного с учетом коэффициента региональной дифференциации.

Величина прожиточного минимума пенсионера, устанавливаемая в области с учетом новых подходов, используется в том числе в целях установления региональной социальной доплаты к пенсии. Как отметил Федор Терентьев, на 2021 год величина прожиточного минимума пенсионера в целях установления социальной доплаты к пенсии определяется постановлением правительства области в размере 12 014 рублей, поскольку такая величина установлена с 1 января 2021 года областным законом.

Дополнительное образование для женщин в декрете

Речь идет об обучении женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Изменения в областной закон по данному вопросу приняты в первом чтении. Они подготовлены правовым департаментом администрации губернатора и правительства области и позволяют реализовать право на получение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования по востребованным на рынке труда профессиям (специальностям) по месту пребывания. До этого они вправе были реализовать такое право только по месту жительства.

Корректировка механизма применения инвестиционного налогового вычета

Сразу в двух чтениях принят областной закон, направленный на совершенствование механизма применения организациями-налогоплательщиками инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций. Как сообщил заместитель руководителя администрации – директор правового департамента Игорь Андреечев, указанная льгота введена в области с 1 января 2020 года. Такой налоговой льготой вправе воспользоваться налогоплательщики, осуществляющие на территории области определенные виды экономической деятельности преимущественно в сферах обрабатывающей промышленности, транспорта, здравоохранения, а также в социальной сфере. Подготовка изменений правовым департаментом обусловлена изменениями Налогового кодекса России и необходимостью уточнения отдельных формулировок областного закона, связанных с определением размеров данного вычета.

Развитие бюджетного законодательства области

В первом чтении принят проект областного закона, которым предусмотрена возможность проведения наряду с публичными слушаниями общественных обсуждений по проекту областного бюджета и проекту годового отчета об исполнении областного бюджета.

Общественные обсуждения проводятся в режиме видео-конференц-связи. Законопроектом определяется процедура проведения и подведения итогов общественных обсуждений. Правительство области организует проведение общественных обсуждений. К основаниям их проведения отнесено введение на территории области режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, ограничительных мероприятий (карантина), чрезвычайного или военного положения.

Игорь Андреечев пояснил, что законопроектом конкретизированы процедуры проведения публичных слушаний и общественных обсуждений по областному бюджету и отчету о его исполнении.

Крайний срок проведения слушаний (обсуждений) – не позднее чем за семь дней до рассмотрения областным Собранием проектов указанных законов.

Также в соответствии с законопроектом основные направления бюджетной и налоговой политики области утверждаются постановлением правительства области.

Законопроектом также корректируются иные бюджетные полномочия правительства области по принятию решений по предоставлению субсидий юридическим лицам. В частности, расширяется перечень организаций, которым могут быть предоставлены субсидии из областного бюджета.

Изменение прогнозного плана приватизации областного имущества

В первом и втором чтениях приняты изменения в прогнозный план приватизации областного имущества. В перечень государственного имущества области, которое планируется приватизировать до конца 2021 года, включены восемь объектов недвижимости. Министр имущественных отношений области Ирина Ковалева отметила, что эти объекты не используются для областных нужд и не приносят доход в областной бюджет, их содержание и ремонт требуют значительных средств областного бюджета.

Развитие поправок в Конституцию России в областных законах

Во втором чтении приняты изменения, направленные на корректировку процедуры официального толкования областных законов и постановлений областного Собрания с учетом положений Устава области.

В развитие поправок в Конституцию России введен механизм инициирования губернатором области направления в Конституционный суд России запросов о конституционности Устава области и областного закона о поправках в Устав области до их обнародования.

Совершенствование государственного управления

Проектом областного закона, принятым в первом чтении, предлагается урегулировать вопросы создания, реорганизации, переименования и упразднения исполнительных органов власти. Эти изменения подготовлены правовым департаментом с учетом сложившейся практики.

Скорректированы полномочия операторов государственных и муниципальных информационных систем при использовании квалифицированной электронной подписи в таких системах.

Новации антикоррупционного законодательства

В первом и втором чтениях поддержаны изменения в сфере противодействия коррупции, подготовленные правовым департаментом. Игорь Андреечев пояснил, что в рамках указанных поправок решены три основные антикоррупционные задачи:

  1. Создан механизм принятия лицами, замещающими муниципальные должности, почетных званий, наград и иных знаков отличия иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных общественных объединений и других организаций;
  2. Расширено взаимодействие региональной власти с оперативно-разыскными органами по вопросам проведения антикоррупционных проверок в отношении граждан, претендующих на замещение муниципальных должностей, и лиц, их замещающих;
  3. На отдельных лиц, которые в установленном порядке не сдают сведения о доходах и расходах, возложена обязанность представлять уведомления о цифровых финансовых активах, цифровых правах, утилитарных цифровых правах и цифровой валюте. Такая обязанность действует по 30 июня 2021 года включительно. В этой части в областном законе реализованы рекомендации Указа Президента России по проверке наличия у чиновников цифровых финансовых активов и цифровой валюты.
Ответственность в сфере обращения с безнадзорными животными

Проект областного закона об административной ответственности в данной сфере принят в первом чтении. Им вводится административная ответственность за нарушение требований областного порядка осуществления деятельности в сфере обращения с безнадзорными животными и организации деятельности приютов для животных.

К примеру, к административной ответственности предлагается привлекать за отлов безнадзорных животных неуполномоченными лицами, несвоевременный отлов таких животных, нарушение порядка хранения документации в отношении безнадзорных животных, нарушение минимальных требований к организации деятельности приютов для животных и предельному количеству животных в приютах.

Полномочиями по составлению протоколов по указанным административным составам наделяется региональная инспекция по ветеринарному надзору.

Игорь Андреечев указал, что принятие такого областного закона является завершающим этапом реализации концепции федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части обеспечения исполнения установленных на областном уровне обязанностей лицами, осуществляющими деятельность по обращению с безнадзорными животными, посредством введения областным законом административной ответственности.

Преобразование городского поселения «Березниковское» Виноградовского района в сельское поселение

Данный областной закон поддержан во втором чтении с согласия населения данного муниципалитета, выраженного представительным органом этого муниципалитета.
Его разработка обусловлена принятием на ноябрьской сессии областного Собрания в 2020 году областного закона о преобразовании с 1 января 2021 года рабочего поселка Березник Виноградовского района в сельский населенный пункт. В связи с этим на территории городского поселения «Березниковское» отсутствует иной городской населенный пункт, являющийся обязательным условием для наличия статуса городского поселения.

С 1 июня по 31 декабря 2021 года определен переходный период, в течение которого должны быть сформированы органы местного самоуправления сельского поселения «Березниковское». Введение такого периода обусловлено требованиями федерального закона о досрочном прекращении полномочий главы и представительного органа городского поселения, преобразуемого в сельское поселение, а также требованиями бюджетного законодательства о сроке действия решения о бюджете поселения.

Урегулированы вопросы реализации полномочий органов местного самоуправления, в том числе бюджетных полномочий, действия муниципальных нормативных правовых актов в переходный период.

Совершенствование законодательства в сфере местного самоуправления

Поддержаны в первом чтении изменения, направленные на развитие местного самоуправления, обусловленные принятием трех федеральных законов.

Муниципальные служащие и другие работники органов местного самоуправления, увольняемые в связи с ликвидацией таких органов вследствие создания муниципальных округов, вправе получить выплату среднего месячного заработка за период трудоустройства или единовременную компенсацию. В настоящее время они имеют право только на средний месячный заработок на период трудоустройства.

Создается правовая основа для проведения схода граждан на части территории населенного пункта по вопросу введения и использования средств самообложения граждан на этой территории.

Оценка регулирующего воздействия в отношении проектов муниципальных правовых актов, разработанных в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций на период действия режимов чрезвычайных ситуаций, не проводится.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Поддержаны во втором чтении комплексные изменения в сфере деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, разработанные правовым департаментом. Это связано с изменениями примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденного Правительством России.

Положения об общественных комиссиях по делам несовершеннолетних, создаваемых при органах местного самоуправления, разрабатываются в соответствии с типовым положением о таких комиссиях, утверждаемым постановлением правительства области.

В настоящее время правовым департаментом данное типовое положение разработано и согласовывается с муниципалитетами. В нем определен закрытый перечень полномочий указанных комиссий, а также урегулированы вопросы организации их работы.

Развивается процедура подписания постановлений областной и муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних, корректируется содержание таких постановлений. План работы муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних утверждается на год. Вводится правовая основа для проведения закрытых заседаний муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних. Расширяется перечень форм участия данных комиссий в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних.

Питание детей в детских лагерях

Принятым в первом чтении проектом областного закона предлагается в отдельных областных законах, регулирующих вопросы питания детей в детских лагерях, использовать понятие «питание детей» вместо понятия «набор продуктов питания для детей». Это позволит обеспечить приведение терминологии этих законов в соответствие с терминологией, применяемой в федеральных законах.

Новации в сфере промышленной политики

Во втором чтении приняты изменения в областной закон о промышленной политике, инициированные правовым департаментом. Вводится механизм использования специальных инвестиционных контрактов для привлечения долгосрочных частных инвестиций в высокотехнологичные проекты. Определен состав сторон таких контрактов. Данные контракты от имени региона заключает губернатор области, от имени муниципалитета – его глава.

Правительство области участвует в формировании предложений в федеральный перечень видов технологий, признаваемых современными технологиями в целях заключения указанных контрактов.

Уполномоченные исполнительные органы региональной власти согласовывают места производства промышленной продукции, контролируют выполнение инвесторами обязательств по контрактам. Закреплена стабилизационная оговорка о неприменении к инвестору, заключившему данный контракт, изменений законодательства, ухудшающих его положение.

«Правительственные часы»

В рамках «правительственных часов» директором департамента по внутренней политике и местному самоуправлению администрации губернатора и правительства области Андреем Рыженковым представлена информация о реализации мероприятий по развитию кадрового потенциала органов местного самоуправления в 2020 году и планах дальнейшего развития муниципальной службы в области, а исполняющим обязанности министра природных ресурсов и лесопромышленного комплекса региона Леонидом Утюговым – информация о развитии на территории Поморья лесного комплекса.

Правовой департамент администрации Губернатора и Правительства Архангельской области

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.

Похожие материалы


Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку технических файлов Cookies.