Труд – это не наказание, а награда, слава и наслаждение…

25 декабря 2021

Ида Анатольевна Ердыкова – создатель и руководитель хоровых коллективов на Виледи – родилась 13 августа 1931 года, в деревне Кочнеговская Вилегодского района.

Окончила Никольскую семилетнюю школу в 1946 году, Сольвычегодское педагогическое училище, дирижерско – хоровое отделение Архангельского культурно – просветительского училища в 1968 году.

Послужной список Иды Анатольевны таков: работала воспитателем в Яренском детском Доме, старшей пионервожатой в Яренской средней школе, заведкющей клубом станции Мостозавод Печерской железной дороги, учителем в средней школе №6, заведкующей клубом Болтинской лесобазы в городе Котлас.

С 1965 года – она методист в Вилегодском районном ДК, после работала музыкальным руководителем в детском саду «Ладушки» (райцентр) до 1992 года.

Организовала фольклорный хор ДК и хоровые ансамбли трудовых коллективов Вилегодского района. Записала вилегодские частушки и более семидесяти протяжных, свадебных, рекрутских, плясовых, рождественских и других народных песен. Фольклорный коллектив под ее руководством принимал участие в областных смотрах, съемках телевизионных передач Центрального телевидения и документального фильма «Вилегодские мужики». Лауреат Всероссийского смотра сельской художественной самодеятельности (1972г.). Награждена медалями, удостоена значка «За отличную работу» Министерства культуры СССР (1977, 1987 г.г.).

Краткая биография Иды Анатольевны Ердыковой напечатана в пятом томе Поморской энциклопедии «ГОРОДА, РАЙОНЫ, ЛЮДИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ» на стр. 382. (2016 год, г. АРХАНГЕЛЬСК)

Ко всему этому, еще есть что добавить, да и немало. Любовь к истории, желание приобщиться к исконным традициям, духовным ценностям своего края, Ида Анатольевна впитала, на мой взгляд, еще с молоком матери. А сохранить искусство для будущих поколений, донести его чистоту и великий смысл – задача непростая. У нее все получилось, как было задумано, когда вернулась вновь на родную Виледь. Она понимала, что для правильного воспитания молодежи, необходимо изучать свою самобытность, восстанавливать утраченные связи с прошлым, своими корнями. Уже тогда не могла она жить без народных песен, песен земли, на которых сама выросла.

Вот Ида Анатольевна и стала собирать старинные народные песни, обрабатывать и распевать их. Начинала, можно сказать, с нуля. Магнитофонов тогда еще не было, надо было все записывать на карандаш и запоминать мелодию. Побывала почти во всех крупных деревнях района, Такие сборы проходили не только в Ильинске, но и в Николаевске, Никольске, в деревнях Дресвянка и Гришинская. Особенно она часто бывала на Дресвянке, где ею была создана фольклорная группа.

Вот что вспоминала Ида Анатольевна: «Меня очень заинтересовала собирательская работа. Бывало, часами просиживали в колхозных клубах, «красных уголках» с исполнителями, разбирая песню за песней, вспоминая напевы. И мне это удалось: сама играла на гармошке, баяне, владея хорошим слухом и голосом. На гармошке играть научилась в детстве, отец был гармонист: на венке, хромке, трехрядке. Мать пела песни. Была я активной комсомолкой. Где бы я ни была, всегда участвовала в кружках художественной самодеятельности.

Выбор профессиональный сделала сама, как подсказывало мое сердце – поступила и заочно окончила в 1963 году дирижерско – хоровое отделение Архангельского областного кульпросветучилища…».

Поскольку Ида Анатольевна все больше и больше влюблялась в песенный фольклор, мечтала о своем большом хоре. Первую фольклорную группу создала в 1967 году, потом был хор в народном плане «Виледь», позже – вокальный ансамбль «Русские напевы». Из ее уст можно было часто услышать: «Протяжные северные песни, частушки, плясовые – вилежане не только любят исполнять, но и берегут их. Наши бабушки – народ скоромный, да и костюмы у них простые, деревенские, а запоют – на душе праздник. А как соберемся вместе – двойной праздник. Да и поездили мы с ними, на больших и малых смотрах побывали».

Называла в разговорах чаще Варвару Федоровну Собашникову из деревни Пожарская гора и Пелагею Петровну Журавлеву из деревни Дресвянка. Они были запевалами. Неоднократно повторяла, что «…Северный хор поет из нашего репертуара вилегодскую песню «Не бела земля».

Ида Анатольевна неоднократно бывала на курсах при Государственном Северном русском народном хоре, где пополняла свой необходимый запас практических знаний по народному пению. Обладая прекрасной памятью, музыкальным слухом, владением музыкальными инструментами, она внесла неоценимый вклад в возрождении и сохранении традиционного песенного фольклора. А как, она сама пела? Можно было заслушаться, пела сердцем так, как пели раньше в своих деревнях и селах Виледи. Как говорится в народе, если сердце веселится, то и лицо светится. Это все про нее, мою героину, Иду Анатольевну Ердыкову.

Вспоминаю ее рассудительной, мудрой, общительной и привлекательной женщиной. Она каким-то образом находила подход к людям старшего, среднего и младшего возрастов. Любили ее за щедрость души, отзывчивость и веселый нрав. Она никогда не унывала, не жаловалась на судьбу, хотя многое в ее жизни было непросто.

Интересно вела любую беседу, разговор, умела убеждать. Как сейчас помню, это был период начала моей работы в райкоме комсомола, 1967 год. Ида Анатольевна тогда организовывала вокальную молодежную группу. Зная, что я была всегда участницей художественной самодеятельности в Быковском клубе, потом в Соровском, где начинала свою трудовую деятельность, она пришла ко мне и уговорила выступить на 7 ноября, 5 декабря, в День Конституции, 23 февраля, 8 марта. Я подчинилась ее желанию. Надо признаться, что мне было трудно, так как порой совпадало время моего участия в концертах художественной самодеятельности в Быковском клубе.

В газете «Северный комсомолец» от 18 апреля 1976 года в большой статье «ВСЕМУ СЕВЕРУ КРАСА» (размышления после областного фестиваля народного творчества 1975 – 1976 г.г.) читаю: «На Виледи появился благородный, современный народный хор с естественным, мягким звучанием голосов. Все это радует – потому что растет общая культура. И тревожит – хватит ли упорства, вдохновения, такта художественным руководителям не растерять участников художественной самодеятельности и наладить с ними работу на все времена?..
Впереди большие, серьезные смотры – зональный в Ленинграде и Всесоюзный в Москве…».
У нашей Иды Анатольевны хватило всего, она была всегда упорна в достижении поставленных целей. Она радовалась и многих зажигала своим примером.

А в газете «Знамя труда» за 20 октября 1977 года фотокорреспондент Е.В. Заварин пишет под своим снимком: «Десять лет назад в районном Доме культуры была организована фольклорная группа. Она объединила страстных любителей старинной песни. Шло время, группа фольклористов постепенно увеличивалась, росло ее мастерство. Ныне это зрелый коллектив с богатым самобытным репертуаром. Участники его неоднократно выступали в районных, областных смотрах художественной самодеятельности, на телевидении. В успехах вилегодских фольклористов большая заслуга ее руководителя Иды Анатольевны Ердыковой».

В июне 1981 года был организован районный смотр фольклорных коллективов, в котором приняли участие 5 фольклорных групп района, число участников в них – 49 человек. Из них три коллектива из Вилегодского сельского совета: Вилегодский ДК (рук. Н.Г. Воронцова), д. Дресвянка (рук. Н.А. Буркова) и д. Гришинская (рук. Н.Т. Чащина). Я, как заведующая отделом культуры, всецело поддерживала это начинание. До этого неоднократно разговаривала с Идой Анатольевной о том, что пора создавать детский фольклорный коллектив. И она это сделала, как бы трудно ей ни приходилось. Почти год поиска репертуара для данного коллектива, творческой работы, и детская фольклорная группа участвует в данном конкурсе.

А за месяц до этого, в газете «Знамя труда» от 25 мая 1981 года, И. А. Ердыкова, приглашает желающих поучаствовать в данном районном конкурсе, как фольклорные коллективы, так и отдельных исполнителей, авторов сказок, легенд, песен, частушек, танцев. Она пишет: «Народное творчество дорого нам не только своим жизненным содержанием, но и идейной ценностью, которую несет через века. Поэтому очень важна и ответственна задача бережного сохранения всех лучших традиций северного народного творчества и репертуара фольклорных исполнителей и коллективов…».

В «ЗТ» от 29 июня 1981 года, в заметке «Вечно молодая старина» (автор З.В. Гомзякова) читаю об атмосфере в зрительном зале РДК, где проходил районный смотр фольклорных коллектив: «Поистине веяло стариной, праздничной, нарядной. И так хотелось, чтобы помнили, слышали люди эти песни, частушки, передавали из поколения в поколение, не давали умирать народному творчеству. Интересно и ново было то, что впервые выступил недавно созданный детский коллектив…». Данный конкурс проходил в преддверии третьего областного фольклорного праздника.

А через год, детский фольклорный коллектив в количестве 17 человек был уже участником областного праздника детского народного творчества в Малых Карелах и других мероприятий в областном центре. Аккомпаниаторами коллективов были В.Б. Куделин.
Пригласила в фольклорную группу И. А. Лапшина, который, преерасно играя на гармошке и обладая большим желанием выступать, согласился.

Взрослый фольклорный коллектив РДК был неоднократно участником культурной программы Ломоносовских чтений в Архангельском областном драмтеатре с вилегодскими частушками. Участницы одевались в народные костюмы, на ногах обязательно должны были быть – уледи, наша самобытная крестьянская обувь.

Интересовались нашими бабушками – певуньями и солисты Государственного академического Северного русского народного хора. Когда артисты из Архангельска приезжали с гастролями на Виледь, было честью встретить дорогих гостей хлебом – солью.
Как обычно, право предоставлялось фольклорной группе РДК. Также организовывались встречи мастеров сцены с нашими фольклористами. Гости рассказывали о своем творчестве и планах, а хозяева исполняли старинные песни.

При ее непосредственном участии проводились смотры хоровых коллективов Домов культуры и трудовых коллективов. В период работы Иды Анатольевны был настоящий подъем хорового народного пения. В 70-80-х годах самый любимый и популярный в Ильинске праздник – День Молодежи. И в этот день всегда поводился Праздник песни. Во всех хорах, с которыми Ида Анатальевна работала, разучивали одни и те же песни. А в день праздника собирала и делала большой сводный хор. Микрофонов тогда не было, да и нужны ли они, когда на сцену выходили и пели 50 человек и более. А она дирижировала.
Да, разве обо всем напишешь.

Ее уникальным песенным репертуаром в дальнейшем пользовались и пользуются любители старины. Собранные труды, увозили фольклорно-этнографические экспедиции из Сыктывкара, Ленинграда, Москвы, Петрозаводска. Жизнь же в нашей северной глубинке самобытнее, чем в городе. Поэтому раскрывался наш район для участников данных экспедиций как песенный и частушечный край. И сегодня эта традиция живет и удивляет зрителей на разных сценических площадках.

Вышла в свет книга – сборник «Музыкально-поэтический фольклор Нижней Вычегды», которая издана в 2014 году, в Санкт-Петербурге, издательством «Пушкинский Дом» и располагает более 200 музыкально-поэтическими текстами. На некоторых страницах есть песни, записанные на Виледи. Например, на стр. 122 имеется ссылка о В.Ф. Собашниковой, уже мною упомянутой, сказано: «Было сделано несколько записей, почти половина известных. Поэтому есть основание, эти сюжеты считать ареалом Ильинского и соседних с ним Павловского и Быковского сельсоветов. Активное влияние, на которые оказывал Ильинский хоровой коллектив под руководством Иды Анатольевны Ердыковой. Далее сказано, что наиболее полная и художественно целостная версия песенного текста была записана от руководителя фольклорного ансамбля села Ильинско-Подомское И.А. Ердыковой, которая в свое время практически весь репертуар для своего коллектива, переняла от талантливой вилегодской песельницы, Варвары Федоровны Собашниковой.

Ида Анатольевна воспитала не одно поколение любителей народного фольклорного пения.
За всем этим стоит ежедневный кропотливый труд. Ее внучка Марина выросла на ее песнях. Сейчас она работает начальником отделения социальной защиты населения по городу Коряжма. Вот что она мне сказала: «Бабушка научила меня многому, помогала во всем. Я до сих пор помню ее песни, иногда напеваю. Во мне заложено ее творческое начало. Участвую во многих конкурсах, стараюсь передать ее опыт своим детям».

Мне бы хотелось также поделиться с читателями газеты еще об одной ее сфере деятельности, методической. Ида Анатольевна, работая уже старшим методистом, внедряла новые эффективные формы работы по организации культурного досуга, развития творческих способностей людей разного возраста. Она разрабатывала сценарии клубных мероприятий, комплектовала фонд методической литературы, репертуарных сборников. РДК был центром методической работы для учреждений культуры района.

Я пришла на работу зав. отделом культуры Вилегодского райисполкома в 1977 году. В ту пору в клубных учреждениях района работала со специальным средним образованием только одна Нина Григорьевна Воронцова (в девичестве – Рыпакова). Очень часто менялись кадры, приходилось мне совместно с методическим центром РДК, который возглавляла Ида Анатольевна, регулярно проводить стажировки для начинающих. Такой опыт работы со временем оправдал себя.

В газете «Знамя труда», от 2 февраля 1982 год, в заметке корреспондента Л. Маслова «СЛАВЯ ИХ ТРУД», читаю: «В районном Доме культуры состоялся вечер «От всей души».
Заведующая районным отделом культуры Е.Г. Байбородина рассказала о работе учреждений культуры за год, отметила лучших работников. Четверть века работает И.А. Ердыкова в учреждениях культуры, из них только 17 лет в Ильинске. Эстафету своего труда, опыта, знаний передала своим молодым коллегам Наде Тропниковой из Сорова, Гале Владимировой из Никольска, Наташе Русановой из Павловска, их наставник Ида Анатольевна».

На этом мероприятии интересной и волнующей для всех была минута вечера – посвящения в отряд культпросветработников молодых специалистов. В последующие годы их отряд увеличивался, уже подписывались договоры о наставничестве. Три клубных учреждения: Районный, Никольский и Вилегодский Дома культуры стали базой для практики студентов Архангельского областного культпросветучилища. Во всем этом была большая заслуга Иды Анатольевны Ердыковой и ее коллеги Елены Александровны Незговорой.

А сколько было организовано на базе нашего методического центра, лучшего в области, семинаров- практикумов для директоров домов культуры других районов и их специалистов.
Жизнь ее была сполна отдана людям. Родные места ее здесь, на Виледи. Так она, с 1965 по 1986 годы топтала тропинку к своему родному Дому культуры. Только в единстве мечты и цели, в упорном и повседневном стремлении к их достижению вершилась достойная человеческая судьба Иды Анатольевны Ердыковой.

Она была награждена медалями: «Ветеран труда» (1983г.), «50 лет Победы Великой Отечественной войне (1941-1945 г.г.), значком Министерства культуры СССР «За отличную работу» (1977г.) и многими Почетными грамотами. В 1983 году присвоено звание «Ударник коммунистического труда».

Очень сожалеем, что вот уже 19 лет нет рядом с нами Иды Анатольевны Ердыковой, этой удивительной вилежанки. Но, как говорится в народе: «Лира жизни не в ее длительности, а как ее использовали».

Е.Г. Байбородина, заслуженный работник культуры РФ

© Сетевое издание «Знамя труда. Виледь»
Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.

Похожие материалы


Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку технических файлов Cookies.