Я всегда следую простым словам: «Дорогу осилит идущий»

30 декабря 2021

Сегодня в рубрике «Земляки» представляю вам, уважаемые читатели, Елену Анатольевну Рогачеву. В поселке Широкий Прилук ее знают как Лену Фомину. Девочка из лесного поселка Виледи давно выросла и теперь директорствует в Кадетской морской школе города Северодвинск. Счастливая жена, любящая и любимая мама, заботливая тетя и просто красивая женщина, которая умеет стильно одеваться и подать себя. А, чтобы совмещать все это, нужно, согласитесь, иметь большой талант. Или… упорство!

– Родилась я 4 июля 1975 года в поселке Хобот (Нарчуг) шестым ребенком, а осенью этого же года наша семья переехала в поселок Широкий Прилук, – рассказывает моя собеседница. – Мои родители Анатолий Лаврентьевич и Лидия Давыдовна – великие труженики. Именно они стали для меня наглядным примером трудолюбия. В семье всегда было большое хозяйство: свиньи, корова, телята, кролики, овцы. Много земли было. Безусловно, ведение такого хозяйства требовало большой самоотдачи. Когда мама работала на пекарне, ей приходилось вставать очень рано, чтобы «обрядиться» со скотиной, приготовить нам поесть. А ведь нужно было найти еще время на стирку, глажку и на другие хозяйственные дела. Видя, как маме приходится нелегко, мы всегда помогали ей. Когда старшие сестры «упорхнули» из отчего дома – вышли замуж, я всегда помогала маме по хозяйству: мыла посуду и полы, гладила, полоскала белье… Папа всю свою жизнь проработал на катище сплавным (как говорили, «точковал лес», то есть обмерял объем заготовленной древесины), а вечером, придя с работы, писал «сводки», которые я с большим удовольствием носила в поселковую контору.

Помню, в карманах папа всегда носил с собой «рубилку», такой специальный блокнот, куда записывал кубатуру и мерник, которым обмеривал древесину, простой карандаш с ручкой. Как и у многих русских мужиков была у него, как говорили раньше, «слабинка» – любил выпить чарочку, но он всегда знал свое хозяйское дело. По папе односельчане определяли, когда начинать сенокос. Так и говорили: «Если Натоля Фомин в Нарчуг на сенокос поехал, то пора и нам начинать». Сколько себя помню, папа не успокаивался до тех пор, пока сенокос не только будет закончен, но и сено из Нарчуги не вывезено и не прибрано в сеновалы и в зароды. А сколько груздей носил папа из леса. Многие односельчане приглашали папу на забой и разделку скота, так как он отлично владел этим мастерством.

– Елена Анатольевна, вы так «аппетитно» рассказываете, что я тоже вспомнила свое деревенское детство.

– Вы правы! Только во взрослой жизни начинаешь понимать, насколько было интересным, счастливым и беззаботным то время. Все время на природе мы были. Наша поселковая улица – место для игр, веселья и свободы. Даже обязанности по хозяйству воспринимались как очередное приключение. Каждый вечер, начиная с ранней весны, шумной ватагой (дети семей Мельник, Юдиных, Шишкиных, Костюкевич…простите, кого не упомянула!) играли в лапту, прятки, «я знаю пять имен», испорченный телефон, , «море волнуется раз…», «я садовником родился»… А с девчонками на мостках поселкового клуба скакали на резиночках. Затем перемещались на велосипедах в другой «угол» поселка. Одним из любимых занятий была рыбалка, выловленных мальков отдавали кошкам, и, конечно же, купание в нашей речке. А зимой – сугробы, санки, лыжи…Снег прилипал к пальто и валенкам, но это никогда не было поводом пойти домой. Росли мы в прямом смысле на воле: каждая травинка, каждое дерево, чистый песочек и мелкая речка были в нашем распоряжении. Эти моменты из детства вызывают улыбку и ностальгию, и, глядя на современных детей, понимаешь, что они лишены таких удивительных приключений.

А еще я очень любила ходить в наш магазин за хлебом и каждый раз на обратном пути домой съедала часть буханки. Вкус черного хлеба с хрустящей корочкой незабываем!

– О школе родной что-нибудь расскажете?

– До сих пор отлично помню, как 22 апреля нас посвятили в пионеры и повязали красный галстук. Какая гордость была, что ты – пионер. И мы с девчонками – одноклассницами шли в этот день из школы, и куртки у нас были нараспашку, чтобы все видели, что мы теперь пионеры. В период с 1982 по 1990 годы училась в Вохтинской школе. Класс был небольшой – двенадцать человек. Моей первой учительницей была Валентина Андреевна Кондакова, очень строгий и терпеливый педагог. В средних классах моими любимыми предметами были гуманитарные. Самые теплые и яркие воспоминания остались об учителях: Валентине Алексеевне Стениной, учителе истории и обществознания; Светлане Владимировне Булаковой, учителе русского языка и литературы; Надежде Леонидовне Мацко, учителе английского языка. Эти педагоги никогда не кричали на учеников, сохраняли спокойствие в любой ситуации, имели непредвзятое отношение, колоссальное терпение и какую-то обволакивающую доброту. И голоса были у них такие бархатные. Именно они были образцом для подражания во всем: своим внешним видом и человеческими качествами.
Думается, они и заложили фундамент моей будущей профессии.

С 1990 по 1992 году училась в старших классах Фоминской средней школы. Жила в интернате: увозили нас из Широкого Прилука в Фоминск в понедельник и привозили домой в субботу. Помню, как 31 августа 1990 года я плакала и не хотела ехать жить в интернат. Но эти два года оставили незабываемые впечатления самостоятельной, веселой, насыщенной и очень дружной жизни. Помню, как на большой перемене мы, вохтяне, бегали в интернат на перекус (ели хлеб с салом), как в вечернее время собирались огромной толпой, рассказывали анекдоты, пели песни, играли в карты, ходили в кино и на дискотеки и просто гуляли по улицам поселка.

Учась в этой школе, я приняла для себя окончательное решение: буду учителем! И помогла мне утвердиться в этом решении Людмила Александровна Соловьева, учитель русского языка и литературы. Я всегда была в ожидании ее урока и встречи с любимой Людмилой Александровной. Помню её! Всегда стройная, элегантная, обаятельная, с добрым взглядом, излучающим тепло и свет, милой улыбкой. Каждый ее урок был не похож на предыдущий.
Лично я не могла отвести взгляд от ее лица, передающего множество разных эмоций. Ее спокойный, плавный и мелодичный голос заставлял забыть обо всем на свете: только ты и судьбы героев произведений, ты живешь их жизнью, вместе с ними любишь и страдаешь, ненавидишь и радуешься… Для меня Людмила Александровна – высокопрофессиональный, опытный, талантливый и эрудированный педагог, учитель от Бога (как принято говорить).

И вот уже около 30 лет прошло, как я окончила Фоминскую среднюю школу, а свою любимую учительницу, все ее уроки, каждый из которых – маленькая жизнь, которую она проживала с нами, помню, как будто это было только вчера.

– Трудно было идти к своей мечте? К тому, что вы заслуженно получили!

– После окончания школы поступила в Архангельский педагогический университет на филологический факультет. Живя в общежитие в Архангельске, встретила свою вторую половинку, тогда уже выпускника по специальности «биология и химия» этого университета. В 1994 году Сергей приехал ко мне на родину просить моей руки. Я вышла замуж, об очной форме обучения пришлось забыть, так как муж сказал, что жена должна быть рядом – пришлось перевестись на заочную форму обучения и начать работать. Свою трудовую деятельность мы, молодые педагоги (я – учитель русского языка и литературы, муж – учитель химии и биологии) начали в 1994 году в пригородном поселке Белое Озеро.
Кстати, Сергей – четвертое поколение в педагогической династии Рогачевых: его прадед, дед и отец тоже были учителями. С 1995 года и до сей поры работаем в северодвинской школе (бывшая школа N№10, а в с 2010 года – Морская кадетская школа имени адмирала Котова Павла Григорьевича»).

Конечно, совмещать работу, учебу, воспитывать ребенка (в 1996 году родилась дочь Татьяна), потерять в этот момент любимого папу, сложное финансовое положение (с 1996 по 1999 годы – зарплату в школе, как в принципе и везде, практически не платили) было нелегко. Но поддержка близких, внимание и помощь мужа, огромное желание работать по профессии, имея высшее образование, помогли мне преодолеть все трудности.

И вот диплом о высшем образовании у меня в руках, ребенок в детском саду, и я вся отдалась работе: у меня классное руководство и воспитательная работа с детьми и их родителями (законными представителями), большая учебная нагрузка, огромное количество тетрадей по русскому языку и литературе, планы по самообразованию…

У меня были прекрасные наставники, и в первую очередь, мой директор Валентина Владимировна Лебедева, мудрый, строгий и требовательный человек. Она всегда учила нас тому, что «…школа – это не станок, который можно в любой момент на работе отключить и уйти. Это не место для зарабатывания денег, это призвание человека». Следуя словам моего наставника, помня слова Станиславского о том, что «учительство – это не просто работа, а великое и честное служение детству», я всегда тщательно готовилась к урокам, любому внеклассному мероприятию, родительскому собранию. Впоследствии сама осознала, что быть учителем – это постоянно работать над собой. В первые же годы педагогической деятельности давала открытые уроки, делилась опытом работы в различных формах (творческие отчеты, выступления, публикации, мастер-классы) на школьном и городском уровнях.

В 2002 году, имея восьмилетний стаж педагогической деятельности, была назначена на должность заместителя директора по учебной работе. Совмещала должности учителя и заместителя директора. За весь период трудовой деятельности у меня три полных выпуска (с пятого по одиннадцатый классы), среди моих выпускников шесть золотых и два серебряных медалиста.

Как рассказывает дальше моя собеседница, поначалу в должности заместителя директора было очень сложно. Но постепенно, выстроив систему работы, все у Елены Анатольевны стало получаться. Школа прошла две аккредитационные экспертизы, множество проверок вышестоящих органов управления образования муниципального и регионального уровня.

За формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности, большой вклад в практическую подготовку учащихся в мае 2011 году наша землячка была награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.

С 1 декабря 2018 года Елена Анатольевна – директор МАОУ «Морская кадетская школа имени адмирала Котова Павла Григорьевича». По ее словам, это уникальное образовательное учреждение Архангельской области, имеющее свои традиции и символы. В школе три базовых составляющих кадетского образования. В учебный план введены такие учебные предметы как «Основы военной подготовки», «Основы военной и государственной службы», огромное количество курсов внеурочной деятельности гражданско патриотической направленности. На базе школы функционируют объединения дополнительного образования и внеурочной деятельности военно-патриотической, спортивно-оздоровительной, художественно-эстетической, социально-педагогической, научно-технической и культурно-нравственной направленностей. Есть свой военно-патриотический клуб «Кадет», ежемесячно выпускается газета «КаДетство». В школе есть свои традиции, которые свято чтут и педагоги, и те, кто здесь учится. В ней 884 обучающихся, 82 работника. Конечно же, директору приходится ежеминутно, ежедневно решать множество текущих и стратегических проблем и задач: финансовых, хозяйственно-материальных, кадровых.

И, как говорит Елена Анатольневна, «…трудностей много, но я всегда следую таким простым, но в то же время гениальным словам: «Дорогу осилит идущий». К тому же у меня прекрасная управленческая команда, отличный педагогический коллектив, и вместе мы – сила, осознавающая ценности школы, имеющая согласованный взгляд на миссию и задачи современного образования и делающая все, чтобы наша школа была не похожей на другие. Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно – идти» – это мой жизненный принцип, этому я учу и своих учеников, и коллег».

– Как я знаю, вы еще и, можно сказать, благословили на работу с детьми своих племянниц, с которыми очень дружно живете…

– Да, это так! Кстати говоря, дочери моей старшей сестры Валентины – Жанна и Мария – тоже работают педагогами в Северодвинске. Жанна Васильевна – учитель-логопед в одной из северодвинских школ, а Мария Васильевна – учитель иностранного языка, работает в нашей школе.

Когда были живы родители и братья, каждое лето мы с мужем и дочкой приезжала на свою малую родину. Каждый раз, сколько себя помню, предвкушение встречи с родными было для меня равносильно волшебству. Мама, пока была полна сил, как всегда, одетая в цветастое платье, голова покрытая платочком, встречала нас за калиткой и плакала от радости. Здесь я получала необыкновенное наслаждение, находясь рядом с моими родными и близкими. Каждое утро – различная стряпня: шанежки; блины – целая башня; олашки – огромный холм; рыбники… Муж до сих пор вспоминает, как моя мама вкусно готовила!

На родной Виледи сейчас бываю редко, навещаю могилы моих самых близких людей. Но родина снится очень часто, там осталась часть моей души, и я тоскую по родным местам.
Воспоминания играют яркими и живыми красками в моем сознании, но это уже прошлое, надо их просто стараться сохранить и смотреть радостно в будущее, тем более что сейчас у меня своя, уже большая семья (дочь вышла замуж, появился зять и сваты).

С ранней весны до поздней осени я – заядлая дачница на моих пяти сотках с домом и баней. Обожаю различные цветы и сажу их много, выращиваю различные овощи, на участке много кустарников. Ну и, конечно же, делаю множество различных заготовок.

Нина ОВЕЧКИНА




© Сетевое издание «Знамя труда. Виледь»
Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.

Похожие материалы


Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку технических файлов Cookies.