Сканировали книги 200-летней давности….

14 января 2022

Надо что-то делать, и чем скорее, тем лучше! Ведь каждый год в архив приходит все больше людей, чтобы воспользоваться метрическими книгами, а они скоро совсем истреплются, – не говорил, скорее, призывал к действию член клуба – Александр Николаевич Елезов на очередной встрече краеведов Виледи.

Все вместе (члены клуба, администрация округа, руководство краеведческого музея), стали думать: какой же найти выход из сложившейся ситуации? Он был найден после того, как был написан проект по созданию информационно-краеведческого центра «Чердак», который со второй попытки выиграл Президентский Грант. И началась кропотливая работа по его реализации.

Стороннему наблюдателю кажется, что все так просто, быстро да красиво получается. На самом деле это – огромный труд. Важно неукоснительно следовать поставленной цели и выполнять нужные задачи, вовремя предоставить отчёты, закупить необходимое оборудование. И вот вся техника закуплена, доставлена, установлена!

Работа по сканированию метрических книг в архивном отделе Вилегодского муниципального округа началась 5 июля 2021 года. Мною, как председателем клуба, был составлен график и контролировалась почти бесперебойная деятельность краеведов в архиве в течение пяти месяцев.

Первым к работе приступил Вячеслав Анатольевич Чевыкалов. Как опытный компьютерщик, он установил бесконтактный сканер в одном из помещений архива, наладил весь процесс действий, ознакомил с ним краеведов и сотрудников архива Ирину Минионовну Гомзякову и Оксану Анатольевну Быкову. Далее четыре раза в неделю краеведы, с понедельника по четверг включительно, у кого была возможность, приходили и даже приезжали из отдаленных поселков, сёл и деревень, чтобы поработать с древними метриками.

Александр Елезов из деревни Елезово, Валентина Байбородина из Слободы, Валентина Губкина из деревни Самино, Надежда Шевелёва и Тамара Неронова из Сорова, Екатерина Дубинина из деревни Клубоковская, Елена Маланина и Нина Тропникова – из Вилегодска, Нина Ларионова, Екатерина Байбородина, Валентина Редькина, Анна Дементьева и Галина Зверева – из Ильинско-Подомского, сотрудники музея – трудились, не покладая рук.

Что же из себя представляют эти метрические книги? Какие в них записи?

Помню, пришла в первый раз, взяла в руки пожелтевшую от времени, изрядно потрёпанную, огромной величины книгу и собралась сканировать её страницы. Но когда взглянула на обложку и увидела дату 1825 год, мне аж не по себе стало. Еще каких-то четыре года – и этой «древней старине» будет… 200 лет! Листаю страницы, читаю: кто родился, дату рождения, кто родители, крёстный, кто крестил. И представляю весь этот процесс, даже как одеты крестьяночки, мужики, дети. Перед глазами возникают старые фотографии той поры. Зрительно представляю, как на этих листах выводит ручкой, макая кончик пера в чернильницу, священнослужитель. В конце каждой страницы ставит свою размашистую подпись.

Он писал это 200 лет назад, а я хрупкие странички сейчас перевожу в электронный вариант, чтоб каждый из нас, все желающие смогли прочитать их. 200 лет спустя…два века! От всех этих раздумий похорошело на душе. Какую великую миссию поручили нам выполнять!
Прекрасно понимаю, что сотрудникам архива одним этот воз было бы не осилить. Но скажу откровенно, мы им тоже спокойно работать не давали. Оксане Анатольевне приходилось постоянно курировать нас, весь отсканированный материал сортировать по папкам, подписывать эти папки. А потом мы еще из любопытства кучу вопросов задаём! Вилегодские краеведы – народ неугомонный, любознательный, словоохотливый.

Сканирую, а глаз косит на страничку, что же там написано. Надо же, какие имена были в ту пору, я таких на Виледи и не слышала: Цилия, Мирония, Ефимия, Иния, Акилина, Домника, Сусанна, Соломонида – это женские. У мужчин не такое огромное количество вычурных имён: Аникита, Тит, Феофил, Лука.

Рождалось детей много, но выживали далеко не все. Отдельно в книгах заполнялось: кто умер, когда и от чего. Ради интереса для себя записала, что в 1892 году за один месяц по Ильинскому приходу был похоронен 161 человек: 82 – мужского пола и 79 – женского. Читая эти записи, от чего умирали, понимаешь, что умирали слабые, выживали сильнейшие. Шел естественный отбор жизнеспособных ребятишек. Запомнилась такая запись 1871 года: «Деревни Лубягинской у крестьянской государственной девки Афанасии Димитровой Климовой сын Лаврентий умер от слабой натуры»…

В метриках фиксировались все обряды венчания и регистрация бракосочетания. Записывались дата проведения обряда, имена жениха, невесты, свидетелей, их место жительства.

Сканирование в архиве растянулось на пять месяцев. За это время мы тут стали как родные. Узнали много интересного и о работе архивных служащих.

Начальник архивного отдела администрации Вилегодского муниципального округа Ирина Минионовна Гомзякова рассказывает:

– Краеведы отсканировали 88 томов книг. В том числе 23 тома – по Вилегодской Ильинской церкви Великоустюжского духовного Правления Вологодской епархии Сольвычегодского уезда, заполненные с 1825 по 1912 годы. Шесть томов – по Поршенской Спасской церкви (с 1843-1898 годы) – это Казаково. Семь томов – по Селянско-Николаевской церкви (с 1845-1910 годы). Восемь томов – по Вилегодской Покровской церкви (с 1850-1909 годы) – это Туйково, Сведомково. Двенадцать томов – по Богоявленской Вилегодской церкви (с 1853-1912 года). Шесть томов – по Вилегодско-Никольской церкви (с 1857-1909 годы).
Двенадцать томов – по Шалимовской Михайло-Архангельской церкви (с 1856-1910 годы) – это Беляево. Семь томов – по Спасо-Преображенской церкви (с 1855-1910 годы) – это Павловск и Слобода. Семь томов – по Пречистенской Богородской церкви (с 1851-1912 годы).

К сожалению, книги портятся. Самый идеальный вариант – сохранить изложенную в них информацию – перевести страницы в электронный вид. Для реставрации метрик требуются специальные средства, которые нет возможности приобрести. Простым канцелярским клеем мы страницы не «вылечим», не подклеим. Для этого нужны особый клей, бумага и дезинфицирующие препараты, а они не дешевые, да и средства для этого не выделяются.
Мы очень рады, что краеведы вышли с такой инициативой. Работа – несложная, но требует аккуратности, усидчивости, к тому же на это уходит много времени. Наши краеведы работают для будущих потомков, которые смогут узнать о своих предках, кто родился, умер и бракосочетался в нашем районе спустя многие годы. Таким образом, мы сохраним древнее богатство Виледи. У нас нет ни мышей, ни тараканов, у нас – чистота и порядок. Это кирпичное отдельное здание архива было специально построено в 1991 году, 30 лет назад.

Посещаемость архива очень высокая. Если за весь 2020 год было 62 посещения, то на конец октября 2021 года зафиксировано – 133. И почти каждый посетитель листает метрические тома.

Краеведы не только Виледи работают тут с архивными документами. Приезжают к нам из соседних городов: Коряжмы, Котласа, Сыктывкара, а также из Москвы, Санкт-Петербурга, Череповца, Архангельска, других городов, чтобы составить родословное древо своих предков, уроженцев Виледи».

Ирина Минионовна также рассказала, что из похозяйственных книг, которым по 60 и более лет, также можно почерпнуть много интересной информации. В них указываются дата рождения человека, место работы, должность, состав семьи. По колхозам идут документы с лицевыми счетами, заработной платой, протоколы заседаний правлений колхозов, документы по племенной работе, сохранены все карточки на элитных коров. В архиве находится весь фонд сельского хозяйства 30-40-х лет. Много материалов о передовиках производства, характеристики на «Лучшего полевода», «Лучшего коневода» и так далее.
Начальник архива мечтает о том, чтобы оцифровать и эти очень ценные документы. Ну, что ж, время покажет…

Зоя Гомзякова, председатель районного клуба «Краев

© Сетевое издание «Знамя труда. Виледь»
Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.


Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку технических файлов Cookies.