Мы пели «Школьные годы...» и «Взвейтесь кострами»…

10 июня 2022

Деминская школа открылась в 1911 году и получила название «Деминская земская школа». В 1920 году у школы было уже другое название - «Деминская земская начальная школа». С 1 сентября 1949 года образование стало семилетним, и школа стала называться «Деминская семилетняя школа», но уже в 1961 году школу вновь переименовали в «Деминскую восьмилетнюю школу», учиться стали восемь лет. В 1979 году ввиду малочисленности учащихся наша школа была закрыта.

В классе было по-домашнему уютно

Более 60 лет назад я неуверенно перешагнула порог Деминской восьмилетней школы.

С теплотой вспоминаю нашу первую учительницу Таисию Николаевну Костину. В строгом черном костюме, мудрая и терпеливая, она все свои знания и силы отдавала нам, первоклашкам.

Мы, придя в первый класс, не умели ни читать, ни писать. По чистописанию писали перышком: палочки, крючочки, кружочки. Иногда капелька чернил упадет на тетрадный лист, и мы до слез переживаем, ведь за эту кляксу будет снижена оценка.

По внеклассному чтению Таисия Николаевна читала нам рассказы о подвиге пионеров-героев, прививая патриотизм и любовь к своей Родине.

В классе было по-домашнему уютно. Топилась печка, на плите стоял чайник, в него Таисия Николаевна засыпала чай и сахарный песок. На большой перемене мы пили чай с принесенными из дома блинчиками или пирожками.

Помню первые волнения, когда принимали в октябрята. Как торжественно давали клятву при вступлении в пионеры: «Я, пионер Советского Союза, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю горячо любить свою Родину…»

В пионеры принимали в два этапа. В первый этап попадали те ребята, кто учился на 4 и 5, во второй – все остальные. После заучивали устав комсомола и ездили в районный центр, чтобы нас приняли в комсомол.

Мы ждали этот день, не учились

19 мая - День рождения пионерской организации. Мы ждали этот день, не учились. Надевали пионерскую форму: черную юбочку, белую кофточку и повязывали наглаженный пионерский галстук. Погода нас не подводила: светило яркое солнце, дул легкий весенний ветерок, развевая аромат цветущих черемух. В полях гудели трактора, в небе пели жаворонки. На пятиконечной звезде, начерченной на земле, горел пионерский костер.

Пионерский костер начинался с торжественной линейки. Под пионерский горн и барабанную дробь мы строились в отряды. Каждый пионервожатый отдавал рапорт старшему пионервожатому о том, что его отряд к проведению торжественной линейки построен.

После того, как все отряды были построены, старший пионервожатый отдавал рапорт директору школы, что его дружина готова к проведению торжественной линейки. Наш бессменный директор школы Анна Александровна Хохлова поздравляла всех с Днем рождения пионерской организации. Она много говорила о пионерии, зачитывала имена лучших учеников, которые учились на пятерки, отличившихся по легкой атлетике и лыжам, тех, кто принимал активное участие в жизни школы.

Затем мы дружно пели песни «Взвейтесь кострами…», «Школьные годы» и другие. Мы играли в игры, разбиваясь на команды.
Пионерский костер, пионерский горн и барабанная дробь оставили самые лучшие воспоминания о празднике 19 мая. Мы гордились тем, что были пионерами.

Школьные годы проходили спокойно и в теплой атмосфере. Многим учеба давалась легко. Нравились предметы: математика, литература, нравилось писать сочинения на свободные темы. В то время у нас телевизоров не было, мы много читали.

Я выросла на книгах «Овод», «Как закалялась сталь», «Молодая гвардия». Эти произведения воспитали во мне высокое чувство патриотизма.

Мне тяжело давался немецкий язык. Учитель по немецкому языку Евстолия Павловна Алёхина была сильным учителем, как говорят, от Бога. Преуспевала по немецкому языку у нас Ида Костина (ныне Дюкина). Она успешно переводила тексты, а диктанты по немецкому языку писала на пятерки.

В клубе ставили пьесы и пели песни

Хорошие результаты у нас были по физкультуре: по легкой атлетике и лыжам. Учитель – Николай Александрович Богданов. Мы ездили на районные соревнования и завоевывали призовые места. К некоторым праздникам вместе с учителями выступали в клубе, ставили пьесы и пели песни. Наша учительница по химии и биологии Капитолина Андреевна Яишницына пела песню «Белым снегом». Зрители ей долго аплодировали. Классом выступали и в деревнях.

Еще несколько моментов той жизни. В деревне Деминская наше выступление проходило в комнатушке, где бригадир давал задания колхозникам. Когда концерт заканчивался, и деревенские жители расходились, мы устраивали танцы под гармошку (вальс и танго).
Возвращались домой зимним вечером. Зима в белом безмолвии, тишина и покой, светила луна, был легкий морозец. При ходьбе снег под валенками скрипел. Приближались с подружками к своей деревне, в каждом доме в окнах горел свет, шел дымок из труб, топились печки, наполняя избы теплом перед ночлегом.

В деревне навстречу нам бежала ватага деревенских собак, они махали хвостиками, ласково лая, словно радовались нашему приходу. На душе было радостно от того, что деревня живет.

…Школьные годы пролетели незаметно, и уже выпускной вечер. На торжественной части наш классный руководитель Серафима Осиповна Башлачева, вручая свидетельства об окончании восьми классов, давала наказы в самостоятельную жизнь: «Не важно, какую профессию вы выберите, в первую очередь вы должны стать хорошими людьми: добрыми, отзывчивыми, внимательными».

Мы, в свою очередь, благодарили за полученные прочные знания наших учителей: Анну Александровну Хохлову, Зинаиду Михайловну Прынкову, Капитолину Андреевну Яишницыну, Евстолию Павловну Алёхину, Николая Александровича Богданова, Таисию Николаевну Костину, Тамару Васильевну Сухих, Марию Васильевну Бояринцеву, Валентину Николаевну Березину.

Многих учителей нет с нами, они ушли в иной мир. Тамаре Васильевне Сухих и Капитолине Андреевне Яишницыной я желаю крепкого здоровья, бодрости, сил и прекрасного настроения. И с уважением и благодарностью к вам, выпускница 1966 года, Надежда Синицына (Вахрушева).

Осознавали, что покидаем школу навсегда

Сменив коричневые школьные платья на нарядные, девчонки сразу повзрослели. Мы танцевали, вспоминали школьные годы, нам было весело, но в то же время грустно, мы покидали школу навсегда.

Саша Острецов (гость нашего выпускного вечера) пел песню «Гульнара». Голос у него был звонкий, заливистый. Каждой из девчонок хотелось верить, что эту песню он поет для нее. Мы долго стояли на высоком берегу у железнодорожного моста и пели, эхо школьных песен далеко раздавалось по речной тихой глади реки Виледь.

Мы все тогда с грустью понимали, что в таком составе мы навряд ли когда встретимся. Правда, с одноклассницами Валей Хохловой и Идой Костиной (Дюкиной) бескорыстная женская дружба длится со школьных лет и по сей день. Мы поздравляем друг друга с днем рождения, праздниками, делимся успехами и неудачами.

Спустя 40 лет, в день нашего выпускного вечера 11 июня 2006 года, мы с дочкой и внучкой решили посетить мою школу. Перед моими глазами «пробежала» вся школьная жизнь.

Спустя 40 лет

Здесь прыгали в длину, а чуть подальше – в высоту. На самом берегу реки, в маленьком белом каменном здании, зажав в тисках металлические заготовки, выполняли задание учителя по труду Николая Александровича Богданова. Здесь мы познавали азы слесарного и токарного дела. С высоты прожитых лет размышляю: «Почему нас, девчонок, учили слесарному делу, а не рукоделию или приготовлению пищи?»

Вот мы стоим у моей школы – полуразрушенного здания. Входных дверей нет, мы свободно вошли в здание школы. Налево дверь в учительскую, направо - в буфет, где мы стояли в очередь за чаем и булочкой. Булочек всем не хватало, и мы пили чай с ломтиками белого хлеба.

Большая перемена длилась 50 минут, мы успевали попить чай и под гармошку Лени Торопова (деревня Каменка) и других парней танцевали вальс «На сопках Манчжурии» и «Дунайские волны». Далее мы прошлись по классам. В одном из них уцелела классная доска с мелом. Я написала химическую реакцию, уравнение с двумя неизвестными и название своего любимого сочинения на свободную тему «За что я люблю свой край?» и сама же ответила последними строчками своего сочинения: «За то, что я выросла в нем и за то, что он мой. Край, где сделан первый вздох и первый шаг, где я получила самые первые жизненные уроки –уроки детства»

Школьные годы остались в далеком прошлом, а ныне не звенит звонок и не зовет учеников на урок, не слышно ребячьего гомона, и только шальной ветер посвистывает в пустых проемах окон и дверей. Обнимая углы своей школы, я прощалась с ней. Из-за тучки выглянуло солнышко. Потеплело. А может, просто стало теплее на душе от короткой встречи с юностью. Возвращались мы все той же «школьной тропинкой», что и сорок лет назад, повторяя слова из песни: «Нет, не забудет никто, никогда школьные годы…»

Послевоенная фотография

Как-то особо хочется остановиться на фотографии, сделанной сразу после войны. Босоногие школьники, дети войны, их детство выпало на самые суровые и тяжелые годы для нашей страны. Так о своем военном детстве писала Ольга Фокина: «И хлеб, вкусней которого едва ли на свете было что-нибудь тогда….» У большинства этих детей отцы не вернулись с фронта. В колхозе не хватало мужских рук, и на помощь приходили деревенские мальчишки и их посильный труд. Весной они боронили поля.

Когда начиналась сенокосная пора, деревенские мальчишки и тут приходили на помощь. Парнишки лет семи-восьми садились на лошадь и возили копны сена к стогам на двух раскидистых березах, скрепленных между собой вязью. Старшие ребята работали на конных косилках и граблях, а те, кто повыше и сильнее, подавали сено на стог и вместе со всеми радовались, когда из лап дождя выхватывали сухое сено и успевали сложить его в стог до первых капель.

Эту трудовую школу проходили все деревенские мальчишки, выдерживали немалые нагрузки по 10-12 часов наравне со взрослыми. В коллективном труде они становились сильными, выносливыми и к 14-15 годам приобретали прочные трудовые навыки. Немногие после школы поступили в техникум или училище. Некоторые, повзрослев, подались на производство. Остальные для личной коровы и зерно (рожь, ячмень). Зерно мололи на мельнице, и в домашних условиях пекли хлеб на всю семью. Также на трудодни давали немного денег, которых хватало на сахар, соль, спички.

Дети войны умели и любили работать. Трудились, не считаясь со временем. Старались сделать лучше и больше. Они не стремились к наживе, а радовались, что над ними мирное небо! Мы благодарны тому поколению людей за их любовь к земле и преданность своей Родине. Мы всегда будем помнить подвиг нашего народа на войне и в тылу и передавать это из поколения в поколение. Такое забывать нельзя!

Из воспоминаний старшего брата Николая

В мае, придя из школы, выполнив домашнее задание, Коля садился на лошадь и боронил поле. В один из таких дней в избу-читальню привезли фильм. Коля попросил разрешения сходить в кино у бригадира Николая Васильевича Трубачева, но, получив отказ, решил уйти самовольно. Завернув за поворот поля, привязав лошадь с бороной к березе, Коля отправился в кино. Николай Васильевич, заметив отсутствие Коли, догнал его, схватил за ворот рубашки, зло крикнул: «Куда отправился?» Коля молча, без слов, с досадой, что не посмотрел фильм, сел на лошадь, продолжая вновь и вновь колесить поле, рыхля пласты пахотной земли, пока солнце не повисло над дальней кромкой леса.

Надежда Синицына (Вахрушева)


© Сетевое издание «Знамя труда. Виледь»
Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.

Похожие материалы


Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку технических файлов Cookies.