Будущее Виледи – не ликвидация, а развитие

27 декабря 2019

Хочется поблагодарить читателей газеты за подобные открытые письма, наполненные волнением и заботой о судьбе нашей страны и нашего района. Три года работая на посту главы я постоянно возвращаюсь к вопросу о том, что нужно делать для того, чтобы Виледь жила, и чтобы отсюда не уезжала молодежь. Поэтому письмо Геннадия Ильича не могло оставить меня равнодушным, и я хотел бы поделиться с читателями своим видением будущего нашего края.

На протяжении двух последних десятилетий основной бедой сельских районов считают скудность местных бюджетов. Денег не хватало на ремонт и содержание дорог, на поддержание жилищно-коммунального комплекса, на достойное содержание муниципальных учреждений образования и культуры. В 2013 году, когда Иван Александрович Дементьев стал главой, а я начал работать заместителем главы по социальным вопросам, в мое ведение перешли 8 зданий в предаварийном состоянии и еще столько же – в неудовлетворительном. Сегодня ситуация кардинально изменилось – наши школы, детские сады, дома культуры становятся не только комфортными и безопасными, к ним предъявляют те же требования по санитарным и противопожарным нормам, что и к городским учреждениям. За счет чего этого удалось достичь – за счет привлечения средств областного и федерального бюджета. На строительство детского сада в п. Фоминский привлечено более 30 млн. рублей, на реконструкцию Соровской основной школы в начальную школу – детский сад – около 4 млн. рублей, на ремонт Вилегодской школы – также около 4 млн. в течение трех лет, ремонт детского сада «Росинка» в с. Павловск – более двух миллионов, на ремонты домов культуры – более 10 млн. рублей. В настоящее время в с. Ильинско-Подомское строится здание культурно-досугового центра стоимостью 120 млн. рублей и школы – около 400 млн. рублей.

Все это при том, что объем собственных средств местного бюджета, которыми мы можем распоряжаться, решая задачи развития, практически не изменился. Но участвуя в региональных и федеральных программах, привлекая средства грантов и резервного фонда Губернатора Архангельской области, мы привлекаем весьма значительные средства для решения наших проблем.

Аналогичная ситуация произошла в сфере ЖКХ. В 2016 году, когда Ильинское сельское поселение передало районной администрации полномочия по организации теплоснабжения и водоснабжения, три котельных находились в аварийном состоянии, большинство котлов нуждались в ремонте. Близкая ситуация была и в других поселениях. Вытянуть все это за счет только местных бюджетов было невозможно. Но в тоже время существовал областной конкурс на выделение субсидий из регионального бюджета на эти цели. Сельским поселениям сложно было самостоятельно участвовать в подобных конкурсах, так как не хватало квалифицированных специалистов, но совместно с районной администрацией за эти годы удалось добиться многого. Миллионы рублей привлечены из областного бюджета на проведение ремонтных работ на объектах ЖКХ в нашем районе.

Точно также обстоят дела в сфере благоустройства и дорожной деятельности. Муниципальный дорожный фонд за последние годы практически не увеличивался, а с ростом цен на услуги дорожной техники, можно сказать, что уменьшился. Но, благодаря поддержке на областном конкурсе в 2018 и 2019 годах, привлечено около 20 млн. рублей на ремонт дорожного покрытия на улицах Павлина Виноградова и Ленина в районном центре. Это в 2 раза больше, чем весь объем дорожного фонда, полученный районом за эти годы.

Видим, что роль органов местного самоуправления, точнее характер их работы, на сегодняшний день, существенно изменились. Раньше глава и депутатский корпус определяли приоритетные задачи, закладывали необходимые средства в местном бюджете, финансировали муниципальные предприятия, которые занимались реализацией этих задач, руководили всем процессом. Конечно, это идеальная картина, в реальности денег ни на что не хватало и управление шло по принципу «тришкиного кафтана» – чтобы залатать дыру надо отпороть ранее пришитую заплату.

Сейчас работает совсем другая схема – на федеральном и региональном уровне существуют финансовые потоки, но средства выделяются лишь на отдельные задачи и лишь на конкурсной основе. То есть их получает тот муниципалитет, который качественно и быстрее остальных сориентируется и подготовит необходимый пакет документов, включая: проект, смету, правоустанавливающие документы. Именно поэтому проекты развития реализуются не в том порядке, который казался бы логичным непосвященному жителю Виледи. В 2014 году для района появился шанс получить средства на создание дополнительных мест в детских садах. Поэтому в 2014 году строили детский сад в п. Фоминский, а не «дом престарелых», как нам на страницах газет советовали отдельные жители. (Хотя и про «дом престарелых» районная администрация не забыла, в текущем году открыто новое здание круглосуточного стационара в п. Сорово.) Еще одно важное отличие заключается в том, что привлеченные средства расходуются не государственными или муниципальными учреждениями, а частными подрядчиками, привлекаемыми на конкурсной основе.

Отсюда вытекают совсем другие требования к формату работы органов местного самоуправления. Во-первых, требуется тесная, неразрывная связь между сельскими администрациями и администрацией района. Мы вместе определяем приоритетные задачи, с пристрелкой на существующие государственные программы; вместе закладываем средства на софинансирование для участия в конкурсах; вместе разрабатывает проектно-сметную документацию, вместе готовим заявку. Во-вторых, необходимо очень быстро решать вопросы по изменению муниципальных программ, бюджетов, нормативной базы. Это вызвано тем, что условия конкурсов постоянно меняются, внезапно объявляются новые, иногда возникает необходимость подкорректировать заявку. Поэтому должно быть отлажено взаимодействие с депутатским корпусом. После привлечения средств, как правило, требуется проведение закупочных процедур, здесь важно точно подготовить контрактную документацию, отработать с потенциальными участниками.

Поэтому сегодня для реализации проектов развития органам местного самоуправления нужны, прежде всего, грамотные проектанты, сметчики, финансисты, закупщики, юристы. Роль главы как хозяйственника, технорука, прораба остается, но ее стало гораздо меньше. И, самое главное – что без выполнения всех предшествующих процедур по привлечению дополнительных средств, хозяйственник НИЧЕГО не может сделать.

Соглашусь лишь с одним из двух приведенных Геннадием Ильичем примеров успешной реализации проектов развития главами сельских поселений. Василий Николаевич Вахрушев практически самостоятельно решает те проблемы, которые стоят перед населением МО «Беляевское». Реализованный по его инициативе и, во многом, его трудами проект возрождения храма архистратига Михаила – это образец того, как используя поддержку по линии ТОС, скромные ресурсы поселения и личные связи можно выполнять сложнейшие задачи. Но везде, где речь идет о муниципальных учреждениях, муниципальных объектах, выделении бюджетных средств, подобная работа уже невозможна. Потому что каждый шаг находится под пристальным вниманием множества контролеров и карается весьма серьезными мерами.

Второй пример, касающийся ремонта электролинии ВЛ 10 «Самино – Широкий Прилук», уже относится к разряду «современной» формы работы органов местного самоуправления. Валерий Анатольевич Мильков и Иван Александрович Дементьев выбрали этот проект в качестве одного из приоритетов. Валерий Анатольевич совместно с электриками АО «Архоблэнерго» составил смету. Глава района решил с Правительством Архангельской области вопрос о выделении 4 млн. рублей на ремонт линии. Совместно готовили кипу необходимых документов, организовывали закупку. И лишь потом началась стадия приемки и складирования материалов, контроля за качеством производимых работ, организации последующих этапов ремонта. Эту работу превосходно выполнил Валерий Анатольевич, я лично, как и многие жители Широкого Прилука ему за это искренне благодарны. Но этой работе предшествовал не менее важная часть, выполненная совместно с районной администрацией.

По аналогичной схеме построена вся работа, направленная на развитие в Вилегодском районе. В 2018 году совместно реализовано более 20 проектов развития разного уровня, в 2019 реализуется более 30. Подавляющее большинство – с участием администраций сельских поселений. Прошу меня понять правильно, я не умаляю заслуг глав сельских поселений. Каждый из них профессионал и настоящий энтузиаст своего дела. И мы уже давно работаем как единая команда, нам нечего делить. Особенно, если речь идет о крохах из наших скромных бюджетов.

Кстати, по поводу бюджетов сельских поселений – они же реально пустые. Управление бюджетом на уровне сельских поселений превратилось в фикцию. Разработка нормативных документов на уровне сельских поселений – такая же фикция. Депутаты сельских поселений не занимаются законотворческой работой. Они представляют и отстаивают интересы своих сел и деревень, реализуют проекты ТОС, помогают администрации сельского поселения. То есть, по факту, выполняют роль старост деревень и руководителей ТОС. За что им низкий поклон и огромное спасибо!

Не вдаваясь в вопрос, почему так случилось, хорошо это или плохо, мы должны подстраивать нашу работу под требования сегодняшнего дня. А сегодня сельское поселение – это «один в поле не воин».

Предлагаемая структура муниципального округа соответствует фактически сложившейся на сегодня картине: сильная центральная администрация, территориальные отделы, которые решают организационные вопросы в границах поселений, единый законодательный орган, институт старост, представляющих свои населенные пункты. В результате получаем слаженную команду, способную быстро реагировать на изменяющиеся условия финансирования и не менее быстро меняющиеся требования законодательства.

В своем обращении Геннадий Ильич озвучил еще две, пожалуй, самые насущные для нас проблемы: сокращение экономики и отток населения. Полагаю, что никто не питает иллюзий, что сельское поселение, своими силами, может победить эту напасть. Это возможно только сообща и только при серьезной финансовой поддержке с регионального и федерального уровня. Но я предлагаю обсудить эту тему отдельно.

С уважением, А.Ю. Аксенов, глава МО «Вилегодский район» 
Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.

Похожие материалы


Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку технических файлов Cookies.