Моя бабушка – участница оборонных работ

26 марта 2020

Галина Ивановна Байбородина (в девичестве Поморцева) появилась на свет в деревне Нылога 12 декабря 1923 года. Ее мама – Анна Михайловна – родилась в Акуловской, а вышла замуж на Нылогу, за Ивана Алексеевича Поморцева, известного в свое время мельника. Отец Ивана – Алексей – дедушка Галины, был тоже мельником.

До Советской власти мельница принадлежала Василию Ерофеевичу из деревни Коновалиха, которого вскоре раскулачили, и его мельницей стали пользоваться жители ближайших деревень. После войны наша бабушка была высватана в деревню Акуловская за деревенского парня Григория Байбородина, по приглашению сестры будущего мужа. Переехали жить в Ольховку, дом выстроили, там и родился единственный сын Федор, мой папа.

Потом снова вернулись в Акуловскую, поставили дом у дороги. Бабушка и дедушка всю жизнь работали в колхозе имени Кирова, а после слияния колхозов, уже в «Дружбе». Дедушка был первый шофер в округе, до самого выхода на пенсию, а бабушка – рядовая колхозница.

В этом доме «у дороги» всегда горел свет, свет тепла, любви и заботы! Здесь для нас, их внуков, было все дорого: заливные луга, крыши старых амбаров, колода с холодной ключевой водой и банька, топившаяся «по-черному». …Меня разбудил запах дымящихся колобов. Что за чудо? Ах, да, я в деревне у бабушки с дедушкой. Встаю, оглядываюсь, вот и миска с колобами. Бабуля хлопочет у печки, выпекая их на капустных листах, дед мешает сметану. А еще на столе моя любимая тертая драчена, коровье молоко, мясо из печки, клюквенный кисель. Думаю: как много труда за всем этим изобилием! Ведь проснувшись в пять-шесть утра, дед и бабушка целый день при работе. На них многое: огород, заготовка сена, надо кормить скот, носить дрова…

И только поздно вечером, свершив свой ежедневный «обряд труда», они могут присесть у телевизора и сложить на коленях свои натрудившиеся руки.

«Судьба у меня счастливая! С мужем уноровным, ласковым, первым шофером в колхозе и настоящим хозяином, шестьдесят годков прожила. Теперь, как вспомню его, так и слезы. Мало ведь кто так живет, как мы с ним жили. В молодости я его Гришей звала, а он меня Галей. А потом только «бабушка» да «дедушка». Но как же мы друг друга жалели». Так рассказывала бабушка в одной из районных газет.

…С малолетства научилась Галина выполнять всякую домашнюю работу, а потом и колхозную. Работали с раннего утра, с небольшими перерывами на обед. Порой работу заканчивали, когда уже садилось солнце. Особенно она любила сенокосную пору. Умела ловко косить косой-горбушей. Сейчас у меня в глазах широкий ее покос, как будто выбритый: ни одной травинки не оставалось. А ведь когда она была еще молодой, и трактористкой поработала.

«…Жизнь в деревне протекала своим чередом, как говорится, в трудах и заботах. Весной – посевная, летом – сенокос, осенью – уборочная, зимой – дрова. Но даже в холодные зимние дни Григорий плел ивовые зобенки, мастерил грабли и сани. Отдыхали только по большим пивным (православным) и народным праздникам. Когда жили в деревне Ольховка, справляли Воздвиженье (Воздвижев день 27 сентября), в деревнях Акуловская, Нылога праздновали Спасов день – 19 августа и Савватиев день – 10 октября. Но главным было «девятое воскресенье» – это тоже бабушка рассказывала. А потом и мы, их внуки, все видели и подмечали.

Галина Ивановна Поморцева еще девушкой ушла на оборонные работы в начале Великой Отечественной войны, в августе 1941 года. Ей шел восемнадцатый год.

Продолжение рассказа Оксаны Гладышевой читайте в «Знамя труда» за 2 апреля.
Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.

Похожие материалы


Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку технических файлов Cookies.