Говорит о своей жизни светло…

16 октября 2020

Слушая рассказ Ии Ефимовны Собашниковой из деревни Маурино о днях давно минувших, – ей 13 октября исполнилось 90 лет – я невольно ловила себя на мысли: несмотря на многие жизненные трудности моя собеседница говорит о своей жизни светло.

Ее поколение много и тяжело трудилось, выстояло в войну, преодолело послевоенные годы борьбы за выживание. Но люди не жаловались. Они умели радоваться редкому и малому счастью, тому хорошему, что выпадало на их долю. Сумеем ли так мы, живущие в совсем другую эпоху, в более сытое и обустроенное время? Думаю, те, у кого есть в семье такие примеры, как Ия Ефимовна, сумеют.

…Жизнь и профессия журналиста не обделили меня встречами с интересными людьми. Нет, конечно, мы не общаемся с крупнейшими писателями, учеными, художниками, артистами, знаменитыми профессорами и академиками – у районщиков совсем другая аудитория. Но разговаривать с людьми, которые на своем веку многое повидали, не менее интересно и захватывающе. А еще поражаешься их памяти и желанием поделиться накопленной мудростью. Вот, оказывается, и Ия Ефимовна помнит меня еще девятнадцатилетней. Я тогда лежала в хирургии – готовилась стать матерью (были тогда там палаты гинекологии), а Ия Ефимовна лечила у хирурга Леонида Ксанфиевича Свиньина позвоночник после травмы. Я-то, конечно, забыла все те моменты, а вот Ия Ефимовна помнит. После мы и не встречались даже ни разу, хотя ее старшую дочь – Валентину Леонидовну Мелехину, работника культуры – знаю очень хорошо. С ней вместе и приехали в Маурино, где Ия Ефимовна живет с весны до осени, а зимой у дочки в деревне Воронцово. Пока моя собеседница разбирала аккуратную «пирамидку» из приготовленного наряда (как же фотографироваться в обыденном!), мы обходили с Валентиной Леонидовной дом. Окна его «смотрят» на реку Виледь.

Красота! Красота и на стенах – разные вышивки, на кровати и диване – лоскутные кружки. Старинная гармошка сына Александра, который, к сожалению, недавно ушел из жизни, на почетном месте. «Пирамидка» растаяла, и Ия Ефимовна попросила принести ей зеркало, поправила цветной платочек на голове, медали на кофте, села на стул у окошечка и дала понять: к разговору готова.

…Родителей моей собеседницы звали-величали Дарья Аббакумовна, Ефим Федорович. Жили в деревне Головина Гора (Комшиха). Это место давно уже лесом заросло. Потом переехали в Маурино. Как говорит Ия Ефимовна, у деда по материнской линии было редкостное для Виледи имя – Аббакум. Интересные истории она поведала и о родителях отца – Ефима Федоровича. Федор Данилович пришел во дворяна к первой жене из Слободы. Она умерла при родах и младенец – тоже. После Федор Данилович взял в жены бабушку Ии. Помнит моя собеседница по именам всех своих тетушек, дядей. А ведь многочисленной была их родня.
Ия Ефимовна была последним ребенком в семье. В 1915 году родился брат Степан. Его портрет висит в доме на почетном месте, воевал на фронтах Великой Отечественной. В 1922 году – сестра Анна, в 1927-ом – сестра Ия, которая прожила всего три годика, умерла от скарлатины. В 1930 году родилась моя собеседница, повезли ее крестить в церковь. А тетя и закричала: «Не называйте Ией, плохая примета, тоже умрет!» Вот уже 90 лет, слава Богу, опровергает Ия Ефимовна эту примету.

Окончила 7 классов школы. По тем временам хорошее образование. Училась прилежно. Особенно любила географию и историю. После окончания семилетки отправилась поступать в Архангельское медучилище. Поступила, да так затосковала по дому, что уехала обратно. Устроилась на телятник.

Вышла замуж. Родились дети: Валентина, Нина, Александр. Одно время жили в Нарчуге. Но в 1958 году, по семейным обстоятельствам (развелась с мужем), вместе с тремя детьми уехала с лесопункта снова в родную деревню Головина Гора (Комшиха) к своим родителям. Старшей Вале было 10 лет, Нине – шесть, а сыну Саше – два года. Всю оставшуюся жизнь прожила вместе с родителями. Как сказала старшая дочь Ии Ефимовны Валентина Леонидовна, «…дедушка Ефим заменил мне отца». Замуж больше не вышла. Занималась воспитанием детей и все время работала в животноводстве. Неоднократно избиралась депутатом районного собрания депутатов от Вилегодского сельсовета. Ездила в район на сессии. Была принципиальной, отстаивала интересы земляков, всегда памятуя о том, что «…оказали доверие, надо его оправдывать». У нее много различных наград. Старалась брать пример со своего отца, который всю жизнь работал в сельском хозяйстве.

– Моему тяте, Ефиму Федоровичу, очень хотелось учиться в школе, но отец его сказал, что, мол, я неграмотный был и прожил хорошо, – рассказывает она. – Всю жизнь отец жил и работал в деревне Комшиха, потом в Маурино – бригадиром, счетоводом, животноводом.
А дед – Федор Данилович –был неграмотным, но очень хозяйственным. Умел все планировать по хозяйству. Многие родственники уехали в свое время в Сибирь, еще до войны. Там у нас родня большая была. Теперь уж и неизвестно, сколько стало.
Я ездила в Сибирь к родственникам в 1975 году.

Тетя Ульяна была уже старенькой довольно-таки, жила в Омске у своей дочери Галины. Муж тети Ульяны, дядя Степан, в свое время там работал в колхозе председателем. Он даже на выставку ездил в Москву. Заезжал на Комшиху, я тогда ходила в школу, и дядя привез мне юбку вязаную, коричневую. Ходила в ней в школу.

…Помнит Ия Ефимовна свою поездку в Сибирь отчетливо. Случилась с ней тогда беда. Попала в аварию. Поехала из Омска в Новосибирскую область к другой родственнице, да попала в аварию. В их автобус, на котором она продолжила путь до районного центра Ордынск, врезался самосвал. Кузовом попал прямо в ту сторону, где сидела Ия. Естественно, вилежанка оказалась в больнице. Там и нашли ее родные. Вторую травму получила уже на работе, лошадь взбрыкнула. Сначала дали вторую группу, потом третью – пожизненно. Вот и лечила позвоночник в больнице, когда у нас с ней произошла первая встреча.

…В редкие минуты отдыха ходила на складыни. Петь любила и плясать. Родители отпускали дочь, хотели, чтобы она устроила свое женское счастье. Но Ия Ефимовна решила по-своему: нет дороже родителей и детей.

– Трудную жизнь прожила мама, – подытоживает нашу беседу дочь Валентина Леонидовна. – Были радости и печали, потери близких. До сих пор не заживает рана на сердце о погибшем на войне старшем брате Степане, рано ушедшей из жизни сестре Анне. Достойно проводила в последний пусть своих родителей. К счастью, они прожили долгую жизнь, согретые ее любовью и вниманием. Как помню, много шила всегда. Мы щеголяли в нарядах, которые нам мама мастерила. Она всю жизнь рукодельничала и очень хорошо умела это делать! Посмотрите, сколько у нее различных рукотворных вещей! Мы многое раздарили родственникам, друзьям. Сейчас, конечно, подводят глаза и руки не так сноровисты, но мама не любит сидеть без дела. К ней всегда заходят люди, навещают родственники. Мы, дети, внуки, правнуки, следим за домом. Любим бывать здесь! И обязательно соберемся все вместе в день ее юбилея, идет подготовка к домашнему торжеству. Планировали ранее, что закажем кафе, но ситуация не позволяет.

…Да, добрые, гостеприимные и чистые наши ветераны! Им присущи природные трудолюбие и жизнелюбие, ласковая говорька. Гостя без угощения не отпустят! Так было и в прошлый четверг. Мы получили от Ии Ефимовны рукотворные подарочки – симпатичные прихватки. И, безусловно, хорошее настроение.

Нина ОВЕЧКИНА
Ильинск-Маурино-Ильинск
Фото автора
Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.

Похожие материалы


Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку технических файлов Cookies.