«Пришел со службы, а мама – седая»

30 декабря 2019

Виталия Викторовича Павленина – внука солдата Великой Отечественной Виталия Ивановича Павленина – призвали в армию осенью 1984 года.

Напутствовали парня родители и его героический дед. В военкомате сказали, что возьмут в артиллерию. Только на областном призывном пункте приехавший «покупатель» в летной форме, зачитывая список новобранцев, назвал и фамилию Виталия.

Конечно, молодым солдатам не было сказано, куда их повезут. Узнали место прибытия – Латвия, город Алуксне – только тогда, когда была дома команда: «Выходить из вагона!» После полгода учебки и полученная специальность «Механик по обслуживанию вертолетных двигателей».

По истечении шести месяцев, вдруг их рота стала снова проходить медкомиссию. Вскоре десять человек опять вызывают на повторную медкомиссию. В том числе и Виталия Павленина. Ребята задумались: мол, что-то тут не то!

Мой собеседник рассказывает: «Среди нас оказался один шустренький паренек, он-то и увидел на столе папку с надписью «Группа Юг», пока не было никого в кабинете. Прикинули и поняли: наверное, «светит» Афганистан. Кстати, я и сам хотел написать заявление, чтобы туда отправили, но не успел.

Спрашиваю: «А знал ведь, что там война шла?» Отвечает: «Конечно!»
В афганский город Кондуз из Ташкента прилетел вилежанин 1 мая 1985 года. Как говорится, «на ходу» познакомился с будущими сослуживцами. Привезли всех в часть, на аэродром, располагавшийся на сопке. Распределили по четырем эскадрильям. Виталий Павленин попал во вторую.

Улыбается: «И началась моя служба! Два кольца охранения аэродрома было: внешнее и внутреннее. Я, конечно, в роту охраны не входил. Обслуживали мы аэродром. Военные и транспортные самолеты тут садились. Вблизи был афганский гражданский аэродром. Мы за пределы КПП не выходили.

В боевых действиях не участвовал напрямую, но приходилось ответно стрелять, когда «духи» тревожили. Стреляли они в нашу сторону из зеленой полосы. Один раз почти прорвались до аэродрома. Конечно, что и говорить, страх иногда испытывали. Но нам говорили офицеры: «Или ты его, или он – тебя!» Так что, в ответ – тоже стрелял. С нашей эскадрильи, хорошо, никто не погиб. А вот с четвертой, те на боевых служили самолетах, погибали ребята. Видел, как на родину отправляли цинковые гробы. Кровь сдавали для раненых, я два раза сдавал».
Писал письма домой Виталий, но не сообщал, где служит. Ссылался на Забайкальский военный округ. Правда, родители – Виктор Витальевич и Ангелина Трофимовна – уже начали догадываться. Прямо и написали однажды: мол, неправду ты, Витя, пишешь. Пришлось признаться. Но год-то точно удалось скрывать от родных, где служит.

Вспоминает такой случай: «Раз на КПП стоим, заметили одного «духа», три дня ходил по дороге взад-вперед, которая была рядом с аэродромом. Я сказал старшему по званию: «Мол, замечаю его не первый раз!» Вскоре нас обстреляли. Разведку, наверное, вел. Наводчик!
Случалось, на дороге часы валяются или упаковка жвачек, нас предупреждали офицеры: «Не брать!» Любая вещь могла взорваться, а жвачка – быть отравленной. Приманок разных было очень много».

Демобилизовался Виталий осенью 1986 года. Пришел со службы, а мама – седая. А ведь была яркой шатенкой. И, конечно, первым делом сфотографировался с дедом – Виталием Ивановичем. Это фото самое памятное: два солдата, защищавших…свободу и независимость…
До сих пор созванивается с сослуживцем из Вельского района Алексеем Дьяковым. Уже мало вспоминают эпизоды службы, а дружбой дорожат!

Нина ОВЕЧКИНА
Фото из семейных архивов В.В. Павленина
Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.

Похожие материалы


Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку технических файлов Cookies.