Театр «Хоровод» из Санкт-Петербурга разгулялся в «Деревеньке»…

10 сентября 2021

28 августа в частном музее «Деревенька» (село Никольск) прошёл праздник русского костюма «Женские супрядки». На него съехались гости и песенные коллективы из Санкт-Петербурга, Вологды, Череповца, Тулы, Белгорода, Республики Коми, соседних городов и сел Котласа, Коряжмы, Ильинско-Подомского.

Собравшиеся на вечору жёнки, помогали нам наготовить в прок материалов для мастер классов: стригли на ленты текстиль для ткачества половиков, клеили пакеты для фасовки Иван-чая, украшая их набойкой рисунков, валяли шерстяные бусины…
А изюминкой праздника стало выступление театра «Хоровод» из Санкт Петербурга с дефиле костюмов (автор Марина Шаденкова). Марина Викторовна – уроженка Ленинграда. Окончив школу, получила профессию геологоразведчика и основную часть своей жизни занималась именно геологической съёмкой, поиском и разведкой месторождений полезных ископаемых, и, как видим, нашла.

«Алмазом» её жизни стал театр костюма «Хоровод» и большая их коллекция, первый из которых был создан в 2010 году. Теперь их у Марины Шаденковой… более семидесяти. У каждого костюмного ансамбля, есть имя. А вся коллекция называется «Многоголосие». В каждом из костюмов, по мнению их автора, «…звучат голоса – голос наших предков, голос Рода, голос стихий, времен года, голос русской природы, голос нашей земли, голос нашего Отечества».

Театр костюма – частный, но за годы работы стал узнаваем и знаменит. Выступления театра проходят на российских и международных мероприятиях: праздниках, народных гуляниях, фестивалях, выставках, концертах, ярмарках, форумах.
На закономерный вопрос: с чего началась эпоха костюма, что сподвигло, Марина Викторовна так ответила: «Однажды спускаясь в метро, я увидела перед собой серую массу бегущих людей, редкое яркое пятно одежды выделялось из толпы. Лица людей тоже были схожими – хмурые, с редкой улыбкой, словно загруженные проблемами. Мне захотелось раскрасить этот мир...

За несколько лет родилась коллекция. Мои подружки облачались в наряды для фотосессий, приводили своих знакомых. Так родилась мысль о создании своего театра».

В том и уникальность проекта Марины Шаденковой, что все эти царские наряды, с мехами, парчой, золотной вышивкой, бисером, к которым даже руками прикоснуться страшно, могут примерять на себя участники мероприятий театра. Главное, попасть в размер и соблюсти правило традиции женского костюма: девичьи и свадебные наряды и головные уборы – для девушек, наряды замужних – для женщин.

В описании костюмов можно долго рассказывать, как происходит обряд переоблачения, но прежде – про транспортировку, когда театр ездит на показы. Горы чехлов, коробок, коробочек. На каждой наклеена фотография, так проще найти нужный костюм и его элементы.

Для костюмов сколочены специальные усиленные вешала, ведь вес каждого очень большой – тяжелые ткани, бисер, стразы, шитьё. Не один час пришлось потратить на то, чтобы в несколько рук отутюжить помятые в дороге юбки, рубахи, платки, когда театр приехал к нам.

Заранее, по росту и размеру, были определены счастливицы-модели, те, кто наденет костюмы на дефиле.

Визаж моделей выполнила вилежанка Елена Марковская. Гости из Санкт- Петербурга высоко оценили навыки Лены, сравнив нашу помощницу с профессиональным гримером.
И вот настаёт волшебный миг, когда начинается перевоплощение. Нижняя (исподняя рубаха), её никто не увидит, но она с выбитым подзором, вышивкой, украшениями на оплечьях. Затем сарафан или платье, его помогают надевать две помощницы, такое оно тяжёлое, многослойное, часто – со множеством навесных деталей и украшений. Головной убор, корона ли это, кокошник ли, тут же переносят девушку, женщину, и всякого, кто наблюдает за облачением – в иную реальность: в прежнее время, если это стилизация традиционного костюма или же в сказку, если костюм – выражение сказочного персонажа. И последним штрихом – украшения, серьги, кольца, перстни, бусы, шейные ленты…
Прямо на открытой природной площадке, возле нашего дома-музея, на зеленой траве, в окружении красавиц сосен развернулось представление… Царская невеста и девять ее подруг: Беломорица, Вьюга, Ночь, Воздушка, Северное Сияние, Лесная ягода, Рябина, Зимняя вишня и Аленький цветочек стараются уберечься от гневного царя, что решил погубить невесту сына. В своих странствиях, подружки оказываются в прекрасном северном вилегодском краю, тут и остаются жить…

И всё это сказочное действо было разыграно в сопровождении живого пения Валентины Владимировой – педагога по вокалу музыкальной школы «Гамма» из города Котлас. Фольклорное описание природы Севера, свадебные песнопения: плач невесты, свадебные величания – познакомили гостей с малой толикой когда-то пышно свершаемого обряда северной свадьбы.

Мы специально ушли от идеи участия профессиональных моделей, с поставленной походкой, осанкой, умением презентовать костюм. Нам, как и автору костюмов, очень хотелось, чтобы женщины и девушки сами «подали» себя публике, и расчет оказался верным: каждая вошла в роль без единственной репетиции.

Грация, лёгкость, горящие от радости глаза, плывущая походка – все заложено в женщин с рождения, только надо стараться не хоронить эти дары глубоко в себе, под джинсами, под тяжестью бытовых трудностей и житейских проблем.

Оказалось, Марина Шаденкова – не просто автор коллекции костюмов (абсолютно все, и участники, и зрители убедились в этом), а еще и целитель, а её специальность – костюмотерапия.

Ученые, психологи, женские коучи найдут этому эффекту вполне научное объяснение, но даже окружающим был виден этот целительный эффект: женщина становится поистине женственной, в ней просыпается ген предков, словно всё женское древо её рода пробуждается и начинает цвести, источать тонкий аромат благодарности за то, что род продолжается.

В прежние времена мать, вышивая обережные узоры на вороте, рукавах, подоле одежды (отверстиях, через которые тело человека общается с внешним, порой, духовно опасным миром) с каждым стежком иглы, с каждым тканым рядком нити, молила Создателя о благополучии дочери и всего своего рода. Всеми мыслями она старалась вселить в предмет одежды как можно больше положительной, обережной энергии. Ведь именно отсюда наша северная традиция укрывать зыбку с младенцем, словно колоколом – подолом домотканой материнской юбки.

Безусловно, в 21 веке нам не перейти на стопроцентное ручное изготовление одежды в домашних условиях. А уж об обережных вышивках и семантических тканых узорах и говорить не приходится! Но вот испытать на себе целительное действие одежды, сшитой не второпях, по общей выкройке потоком, а созданной с любовью и концентрацией на желании украсить этот мир, сделать его чуточку добрее – это вполне можно. И данный театр в этом большой помощник.

Каждому участнику была дана возможность сказать о своих эмоциях и чувствах в микрофон, и никто не отказался поделиться своим восторгом. Пожелания переполненных радостью людей, лились рекой. Улыбки, признания в любви, благодарность за полет души – это испытал каждый. Мы от всего сердца еще раз благодарим Театр костюма «Хоровод» и Марину Шаденкову.

А сколько мудрости в еще одной доброй традиции наших предков – водить хоровод! Люди, собравшиеся с добрыми мыслями и вставшие в круг, держащие друг друга за руки – образуют бесконечно ёмкое энергетическое поле. Шагаешь, в такт шагам идущего впереди, вслушиваясь в слова песни, и усталость проходит, силы восстанавливаются, настроение поднимается, утихает телесная боль.

Последние годы начался процесс реанимации русских обрядов после почти ста лет искусственного сна. Новый жизненный уклад, когда в городе мы редко знакомы с соседями по лестничный площадке, а на селе – отгородились от соседей высокими глухими заборами, разъединил людей. Свадебные обряды, ритуалы проводов в армию, традиции влазин (новоселья), песенные застолья, уличные праздники, нам, современникам, приходится прежде введения в нашу жизнь сначала искать, изучать и восстанавливать по кусочкам. Праздничный хоровод водила профессионал – Лидия Пугачева, региональный организатор проекта «Хороводы России».

Хоровод водили вокруг берёзы – самого сильного дерева, водили хороводы ночью вокруг полей, заговаривая их на урожай, чтобы уберечь от огня, засухи и недорода, хороводами вызывали дожди. Позже, после принятия на Руси христианства, спасительную роль хоровода продолжили крестные ходы. Хоровод оставался как народный обрядовый танец.

В хороводе всегда проявляется чувство единения и дружбы. И пусть в наше время мы относимся к нему не как к обрядовому действу, а больше как к массовому развлекательно-игровому танцу, всё же осознавая, что этот вид человеческого общения дошел до нас сквозь века, именно хоровод дает яркое ощущение причастности к единым корням всего русского народа.

…За лето музей «Деревенька» провел три крупных народных праздника, с широкой географией и очень большой численностью участников. Эти праздники вызвали большой интерес туристско-информационного сообщества: местного и областного телевидения, СМИ разного уровня, интернет-сообществ, столичных блогеров и организаторов культурных экспедиций на Русский Север. Это позволяет популяризировать Вилегодский район и Архангельскую область, но все же основной задачей своей деятельности мы ставим объединение местных жителей в сообщество людей, изучающих и воссоздающих свои, местные культурные традиции и обряды. Не случайно наши праздники проходят бесплатно, без заготовленных сценариев. Мы тут все и режиссеры, и сценаристы, и артисты.

Благодарим наших региональных соседей – Федерацию туризма Республики Коми и её председателя Геннадия Марковского за предложение войти в состав Федерации. Уверены, членство в республиканском туристском объединении принесет добрые плоды через реализацию совместных мероприятий.

Благодарим районную газету за возможность рассказать о празднике русского костюма «Супрядки», организованного частным музеем «Деревенька», а всем читателям искренне желаем радости и благополучия.

Татьяна РЕГУШ Фото предоставлено автором


© Сетевое издание «Знамя труда. Виледь»
Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.

Похожие материалы


Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку технических файлов Cookies.