Хотели построить демократию и рынок...

24 сентября 2021

Как Виледь выживала в суровые девяностые

Я работал в «Знамени труда» с конца восьмидесятых до ноября 1997 года. Редактором тогда был Александр Иванович Моленов. Это было трудное, драматичное время радикальных перемен в стране. Шутка сказать: на наших глазах приказала долго жить, казалось бы, незыблемая коммунистическая система. И была предпринята попытка построить на ее обломках демократическое правовое государство с рыночной экономикой.

Как это отразилось на Виледи, на мой взгляд, достаточно полно и честно рассказывали журналисты районки. Попытаюсь на основе своих публикаций штрихами набросать общую картину жизни тех лет.

Возможно, другого выхода не было

1991 год. В стране все плохо. Отделилась Прибалтика. В полный голос заговорили о суверенитете и в других республиках. Чтобы остановить процесс распада, был разработан новый союзный договор, который готовы были подписать девять республик, прежде всего РСФСР, Украина, Белоруссия и Казахстан. Одновременно готовится пакет рыночных экономических реформ.

Но 19 августа верхушка консервативной номенклатуры устроила путч, желая вернуть старые советские порядки. Переворот сдулся в три дня. Но он привел к стремительному распаду Советского Союза. И в конце 1991 года Россия выделилась в самостоятельное государство. Однако жизнь от этого не улучшилась. На полках магазинов практически ничего не стояло, кроме банок с березовым соком. Все экономические связи были разорваны.

В 1992 году стали проводиться рыночные реформы, начались они с либерализации цен. Возможно, на тот момент другого выхода не было, чтобы насытить рынок продуктами и товарами. Действительно, в кратчайшие сроки на прилавках появились еда, одежда… Так называемые челноки ездили за товаром в Европу, Китай. Вилегодские челноки, насколько помню, в основном закупались на московских базах. Как грибы после дождя росли ларьки, магазинчики. Но у людей, выросших и сформировавшихся при социализме, не было никаких навыков для ведения самостоятельной экономической жизни. Нас, как щенков в воду, бросили в стихию нарождающегося рынка, и каждый выплывал, как мог.

Важнейшие предприятия на грани банкротства

Ведущие предприятия района изо всех сил пытались приспособиться к новым условиям, но в конечном итоге оказались у разбитого корыта. Вот, например, директор «Виледьмелиорации» Александр Спирихин в интервью «ЗТ» от 3 марта 1992 года («Рассчитывать на себя») отмечал, что объем заказов на их услуги по сравнению с 1991-м снизился в два-три раза. «Важнейшие предприятия ДПМК, МПМК, Агросервис «Вилегодское», «Виледьмелиорация» находятся в тяжелейшем финансовом положении, на грани банкротства», – констатировал он.

Тем не менее, Спирихин все-таки надеялся, что «…сельское хозяйство района будет развиваться: начатая реорганизация позволит определиться колхозам и совхозам с формой собственности, постепенно встанут на ноги и фермеры. Так что заказы на нашу работу будут».

Люди ждут, что скажут «сверху»

Этим надеждам не суждено было сбыться. 19 августа 1993 года в «ЗТ» напечатано интервью председателя колхоза им. Ленина Николая Вепрева «Одним крестьянам не выбраться». В нем он оценил положение дел в сельском хозяйстве как катастрофическое.

Пытаясь найти выход, предприятие разделилось на самостоятельные кооперативы. «Цели, которые мы ставили, не достигнуты, – подвел итог председатель. – Люди еще не умеют думать самостоятельно, все привыкли работать по подсказке. Ждут, что скажут «сверху». В принципе и экономическая ситуация тоже сказывается. Если бы нормально реализовывалась продукция, шла бы устойчивая прибыль, которая дифференцировалась бы по вкладу каждого кооператива, то между ними возникло бы соперничество. В связи с тем, что платежи не идут, прибыли мало, люди не видят своего интереса работать предприимчиво».

Живое представление о положении дел, в частности, в колхозе им. Ленина дает заметка «Сенокосный день» («ЗТ» от 11 июля 1996 года). Приведу ее полностью с небольшими сокращениями.

«Восьмого июля выдалось жарким и солнечным – самое время косить. Но на Елезовском участке колхоза им. Ленина в 9 часов утра механизаторы находились в гараже. Они ждали распоряжения о выезде на сенокосные угодья. Из разговора с колхозниками стало понятно, что их настроение определяется непечатными словами: зарплату не платят, нет никакой заинтересованности работать качественно и производительно.

В конторе колхоза нам посоветовали съездить на Сидоровский участок – там вроде бы заготовка кормов началась 5 июля. В гараже застаем компанию молодых механизаторов.
– Говорят, вы начали сенокос?
– Уже заканчиваем.
– Нет, кроме шуток.
– Ну, начали.
– И какие первые впечатления?
– Скорей бы кончить.
– А сегодня почему не работаете?
– Вас ждем.
На обратном пути завернули на Подомо. Примерно та же картина. Кто-то возится возле трактора, кто-то сидит у гаража, курит. Одни и те же навязшие в зубах проблемы. Из разговора с механизаторами узнали, что в этом году из-за невозможности подготовить технику в необходимом количестве на весь колхоз создается одно механизированное звено по заготовке сенажа и силоса».

Колхозы им. Ленина, «Павловский» не выдержали испытание рынком и прекратили существование. Остальные хозяйства продолжали балансировать на грани выживания.

Все получили работу

В услугах «Виледьмелиорации» никто не нуждался. Но предприятию повезло – на его базе создается общество с ограниченной ответственностью «Виледьлес».

Его директор Владимир Дураков в интервью «Знамени труда» от 17 августа 1995 года («Пока шумят на Виледи леса…»), в частности, сказал: «Бывшее ТОО «Виледьмелиорация», если бы на его базе не было создано ООО «Виледьлес», уже на данный момент не существовало и его работники встали бы на учет в бюро по трудоустройству. А так все 62 человека, которые находились в составе «Виледьмелиорации», получили работу, все – начиная от слесаря и кончая бухгалтерским аппаратом».

Как пояснил Дураков, учредителем новой фирмы, по сути, является Котласский ЦБК. «Когда организовывалось это предприятие, была договоренность с президентом комбината, что до 20 процентов заготовленной древесины может использоваться на нужды внутри района (а наш объем лесозаготовок в дальнейшем достигнет 100 тысяч кубометров)».

К слову, обанкротился и Вилегодский леспромхоз. Впоследствии было создано ООО «Сороволес», которое также, как «Виледьлес», работало под эгидой Котласского ЦБК.

Пенсии, зарплаты задерживались по многу месяцев

Тяжелое положение в экономике самым негативным образом сказывалось на бюджетниках и пенсионерах. Пенсии, зарплаты учителям, врачам, работникам культуры… задерживались по многу месяцев. Отчаявшиеся люди выходили на митинги, на которых требовали от властей обратить внимание на их бедственное положение. Об одном из них рассказано в материале «27 марта – акция протеста» («ЗТ» от 29 марта 1997 года). Акция «отличалась небывалой массовостью. Почти вся площадь была заполнена народом. Выступления были горячими и нелицеприятными».

Всем было понятно, что пока не заработает экономика, не будет возможности для нормального финансирования образования, здравоохранения, культуры. В частности, учитель Ильинской средней школы Александр Верещагин задал вопрос: «Кто-то же отвечает за состояние дел в экономике? Почему никто не понес наказание, если она до сих пор не работает?»

Глава района Евгений Меньшаков в ответ сослался на то, что за это, прежде всего, несут ответственность президент и правительство.

Первые выборы главы района

В конце 1996 года на Виледи в рамках реформы местного самоуправления впервые прошли выборы главы района. И это было действительно свободное волеизъявление избирателей.

«Знамя труда» провела «прямые линии» с кандидатами. Читатели задавали им острые и порой нелицеприятные вопросы. Для примера приведу фрагмент прямой линии с Евгением Меньшаковым, который победил на выборах.

– Лесозаготовительная промышленность давала более 60 процентов доходов бюджета района. В результате приватизации Вилегодский леспромхоз разваливается. Какие перспективы развития лесной промышленности вы видите, и какие конкретные меры нужно предпринять?

– Леспромхоз необходимо возрождать, потому что только это способно оздоровить экономику района. С чего начать? Надо вернуться к тому моменту, когда и как леспромхоз приватизировали. Я считаю, что это было сделано незаконно. Будет проведен анализ финансово-экономического состояния предприятия. Думаю, с руководством леспромхоза и его активом мы в этом плане много поработаем.

В конце текущего года мы могли бы отметить 25-летие с момента проведения первых всенародных выборов главы района. Но, думаю, об этой дате никто даже не вспомнит, потому что местное самоуправление, по сути, ликвидировано. Выборы руководителей муниципалитетов давно отменены.

Василий Дураков


© Сетевое издание «Знамя труда. Виледь»
Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.

Похожие материалы


Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку технических файлов Cookies.